На чем специализируется кафедра, в чем состоит ее научно-исследовательский интерес:
1. Разработка интеллектуальных методов и технологий мониторинга состояния и ресурса безопасной эксплуатации металлических конструкций путевых, подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования.
2. Разработка интеллектуальных методов для обеспечения устойчивости грузоподъемных машин в условиях нестационарности внешних воздействий.
3. Механика резания грунта. Интенсификация способов разработки грунта рабочими органами землеройных машин.
4. Трение и изнашивание (трибрология). Исследования, разработка конструкций.
5. Ходовое оборудование (движители) транспортных средств.
6. Разработка стендов для испытаний и обкатки механических агрегатов подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования.
7. Обоснование норм расхода запасных частей путевых, подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования.
8. Испытания путевого инструмента (домкратов, рихтовщиков, разгонщиков).
9. Динамический и статический расчет гидравлических и пневматических приводов путевых, подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования.
10. Надежность, диагностика, прогнозирование остаточного ресурса гидроприводов путевых, строительных, дорожных, подъемно-транспортных и погрузочно-разгрузочных машин.
1. Разработка интеллектуальных методов и технологий мониторинга состояния и ресурса безопасной эксплуатации металлических конструкций путевых, подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и обо-рудования.
2. Разработка интеллектуальных методов для обеспечения устойчи-вости грузоподъемных машин в условиях нестационарности внешних воз-действий.
3. Механика резания грунта. Интенсификация способов разработки грунта рабочими органами землеройных машин.
4. Трение и изнашивание (трибрология). Исследования, разработка конструкций.
5. Ходовое оборудование (движители) транспортных средств.
6. Разработка стендов для испытаний и обкатки механических агре-гатов подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудо-вания.
7. Обоснование норм расхода запасных частей путевых, подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования.
8. Испытания путевого инструмента (домкратов, рихтовщиков, раз-гонщиков).
9. Динамический и статический расчет гидравлических и пневмати-ческих приводов путевых, подъемно-транспортных, строительных, дорож-ных средств и оборудования.
10. Надежность, диагностика, прогнозирование остаточного ресурса гидроприводов путевых, строительных, дорожных, подъемно-транспортных и погрузочно-разгрузочных машин.
В 1924 году в одном из старейших инженерных вузов страны Российском университете транспорта (МИИТ) по инициативе профессора МИИТ выдающегося советского ученого академика Владимира Николаевича Образцова (1874-1949) [1] была организована кафедра «Механизация погрузочно-разгрузочных и строительных работ». В настоящее время эта кафедра, именуемая теперь «Наземные транспортно-технологические средства» входит в состав Института транспортной техники и систем управления университета. Ее возникновение стало следствием насущной потребности страны в кадрах высококвалифицированных специалистов для создания технических средств и решения сложных задач механизации работ на строящихся и реконструируемых промышленных объектах и транспорте.
Первым руководителем новой кафедры стал видный инженер и педагог в области строительных машин и механизации строительства, доктор технических наук профессор Виктор Кесаревич Белиловский (1885-1947) [2]. Его известные труды и курсы лекций [3-8] были посвящены вопросам механизации строительных и дорожных работ, погрузочно-разгрузочных работ на транспорте и др.
В дальнейшем, до 1947 года, кафедру возглавлял профессор отделения инженерных сооружений Инженерно-строительного факультета доктор технических наук Дмитрий Васильевич Шумский (1874-1947) [9]. Крупный специалист в области элеваторостроения, погрузочно-разгрузочной и складской техники, он оставил труды по строительным конструкциям и материалам, устройству и оборудованию зернохранилищ [10-13], машинам для погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожном транспорте [14].
До 1954 года кафедрой заведовал доктор технических наук профессор Константин Васильевич Алферов (1899-1960) [15]. Окончив в 1929 году МВТУ им. Н.Э. Баумана, он был в числе первых сотрудников головного института подъемно-транспортного машиностроения ВНИИПТМАШ [16] со времени его образования в 1930 году и одним из авторов книги по ковшовым элеваторам – первого печатного труда этого института [17]. Внес значительный вклад в развитие научных исследований и основ конструирования машин непрерывного транспорта. Под его руководством была разработана конвейерная линия для подачи угля на Каширской ТЭС. В трудах ученого [18-21] разработаны фундаментальные вопросы теории и расчета бункеров, затворов, питателей, нашедшие воплощение в инженерных методиках, вошедших в практику конструирования транспортирующего оборудования. Является автором учебников для высшей ш колы [22] и др., переведенных на китайский и ряд европейских языков.
Четверть века, с 1956 по 1981 год, кафедру возглавлял видный деятель в области механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных процессов, организации грузовой работы и складского хозяйства на транспорте и в строительстве доктор технических наук профессор Георгий Петрович Гриневич (1906-1990) [15]. Работе в сфере железнодорожного транспорта он посвятил более шестидесяти лет, пятьдесят из которых – в вузах: Военно-транспортной академии и МИИТ. За весомый вклад в развитие отрасли отмечен знаком «Почетный железнодорожник». Результаты его плодотворного творческого труда отражены более чем в двухстах научных работах и ста публикациях. На основе незаурядного опыта и обширных знаний, накопленных в процессе многолетней инженерной, научной и педагогической деятельности, им были написаны и изданы более двадцати учебников по механизации подъемно-транспортных работ для высших и средних учебных заведений транспортного и строительного профиля [23-27]. Для специалистов практической сферы подготовлены и выпущены книги и справочники по технологиям и средствам погрузочно-разгрузочных работ и надежности машин [28-33]. Учебники для вузов по курсу «Комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ» многократно переиздавались в нашей стране и за рубежом [34] и др. Под его руководством были подготовлены более 80 кандидатов технических наук, шесть научных работников выполнили и защитили докторские диссертации.
С 1981 по 2002 год кафедрой заведовал известный специалист в области подъемно-транспортной техники и машин напольного безрельсового транспорта кандидат технических наук профессор Игорь Иванович Мачульский (1936-2008) [2, 35]. Опыт, приобретенный в сфере производства и эксплуатации грузоподъемного оборудования, а также исследований надежности и долговечности подъемно-транспортной техники в течение десяти лет работы во ВНИИПТМАШ, он успешно использовал на педагогическом поприще в МИИТ. Свыше 35 лет его деятельность была связана с механизацией погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожном транспорте. Он автор почти ста пятидесяти научных трудов и пяти изобретений, более двадцати учебников, учебных пособий и книг для студентов и специалистов [36-41]. Многие годы возглавлял Учебно-методическую комиссию по специальностям «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» и «Робототехнические системы» в составе Учебно-методического объединения вузов железнодорожного транспорта. Был избран действительным членом Подъемно-транспортной академии наук Украины. Награжден знаком «Почетный железнодорожник» и медалью «За доблестный труд».
В 2002-2017 годах кафедрой с новым названием «Путевые, строительные машины и робототехнические комплексы» руководил ее воспитанник, выпускник 1972 года, крупный специалист в области гидравлических приводов путевых, строительно-дорожных машин и робототехнических систем доктор технических наук профессор Виктор Федорович Ковальский (1950-2017) [35]. Под его руководством были созданы роботизированные транспортно-складские комплексы на Московском локомотивном заводе, ряд машин транспортного строительства для бурения взрывных скважин при промышленном и гражданском строительстве и путевые машины нового поколения ЩОМ-1200, ПМА-1 и ПМА-С [42]. Он внес существенный вклад в разработку и создание лабораторной базы кафедры. Им опубликовано более 60 научных трудов, получены патенты на изобретения в области путевых машин. Был академиком Подъемно-транспортной академии наук Украины.
В 2017 году заведующим кафедрой стал кандидат технических наук доцент Алексей Николаевич Неклюдов, ведущий научную работу в области компьютерного моделирования напряженно-деформированного состояния. В 2009 и 2010 гг. в составе авторов выпустил две монографии, посвященные анализу напряженно-деформированному и структурному состоянию цельнокатаных колес железнодорожного транспорта и бандажированных колес локомотивов [43, 44]. Является автором двух патентов, под его руководством выпускники кафедры побеждали на конкурсах дипломных проектов и молодых ученых ОАО «РЖД». В 2019 году, после получения университетом статуса Российского транспортного вуза, кафедра получила название «Наземные транспортно-технологические средства».
В настоящее время на кафедре работают два доктора технических наук Н.Г. Гринчар и Л.А. Сладкова.
Выпускник МИИТ во втором поколении профессор Николай Григорьевич Гринчар ведет научную работу в области надежности и диагностирования строительно-дорожных машин и оборудования. Он является автором учебника по надежности гидравлических приводов [45] и книг по основам гидро- и пневмоприводов машин [46-48], имеет 4 патента на изобретения.
Областью научных интересов профессора Любови Александровны Сладковой является интенсификация способов разработки грунтов и разрушения льда, трибология и криптология. Она автор 50 патентов, 6 монографий [49-51] и др., более 400 научных работ. Среди ее учеников 19 кандидатов технических наук.
В разные годы на кафедре работали известные в нашей стране и за рубежом ученые. В их числе профессор А.Ф. Игнатьев, отмеченный государственными наградами за работы в области исследования путевых машин и саморазгружающихся составов. Выпускник кафедры А.В. Драговцев за разработку и внедрение щебнеочистительной машины, получившей название «Щебнеочистительная машина Драговцева», был удостоен Государственной премии. Доценты кафедры Э.И. Ридель и Н.Ф. Симонов проводили исследования в области способов пакетирования, перевозки, погрузки и выгрузки грунтов. Доценты Г.Н. Гринчар и Е.А. Каменская разработали проекты автоматизированных складов для хранения штучных и насыпных грузов. Профессором кафедры С.А. Соломоновым выполнены обширные исследования средств механизации земляных и путевых работ. Коллектив преподавателей и сотрудников кафедры под руководством профессора Г.С. Загорского и доцента Ю.П. Майорова выполнили комплекс теоретических и экспериментальных исследований динамики и надежности специальной строительной техники. Более 10 лет на кафедре преподавал и вел активную научную работу видный специалист по автоматизации процессов управления грузоподъемными машинами доктор технических наук профессор П.А. Сорокин.
Целый ряд крупных разработок кафедры внедрен в производство, в том числе: способ высокоскоростного шарошечного бурения, двухпоточная импульсная продувка буровых скважин, маховично-аккумуляторный привод для гидрофицированных машин, микропроцессорная автоматизированная система управления буровым комплексом и др. При непосредственном участии научных работников и специалистов кафедры разработаны и усовершенствованы конструкции авто- и электропогрузчиков, козловых и мостовые кранов, автоматизированных захватов, пакетирующих машин, буровых и путевых машин.
Кафедра располагает современными, хорошо оснащенными лабораториями [52]: «Эксплуатация путевых и строительно-дорожных машин», «Надежность путевых и строительно-дорожных машин», «Механизация погрузочно-разгрузочных работ», «Путевые машины-роботы», «САПР и дистанционное обучение», научно-исследовательской лабораторией, а также компьютерными классами с современным программным обеспечением. Наличие современного компьютеризированного оборудования позволяет успешно решать самые сложные задачи подготовки специалистов и научных исследований в области совершенствования путевых, строительных и грузоподъемных машин.
На встрече министра транспорта Российской Федерации М.Ю. Соколова со студентами университета было обращено внимание на необходимость новых подходов к образовательному процессу. Потребность отрасли в специалистах, бакалаврах, магистрах будет сохраняться. Без них у современного транспорта нет будущего. В связи с этим, на кафедре осваиваются новые направления подготовки:
23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов, профиль «Эксплуатация транспортно-технологических машин»;
23.04.02 Наземные транспортно-технологические комплексы, программа «Управление рисками и надежностью наземных транспортно-технологических комплексов».