Основные сведения
О подразделении

Краткое описание экспертной области кафедры:

  • Разработка математических моделей объектов транспортной инфраструктуры.
  • Разработка методов расчета конструкций линейных сооружений.
  • Продление жизненного цикла сооружений транспортной инфраструктуры.
  • Машины и механизмы для выполнения работ по ремонту, реконструкции и строительству объектов транспортной инфраструктуры.
Образовательные программы
Специалитет
  • Специальность «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей», специализации: «Управление техническим состоянием железнодорожного пути», «Строительство магистральных железных дорог», «Мосты», «Тоннели и метрополитены»
  • Специальность «Наземные транспортно-технологические средства», специализация «Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование»
Магистратура
  • Направление «Строительство», магистерская программа «Управление проектами строительства, реконструкции и ремонта железнодорожного пути»
  • Направление «Наземные транспортно-технологические комплексы». магистерская программа «Машины, комплексы и оборудование для строительства и восстановления автомобильных и железных дорог»
Преподаваемые дисциплины

Специальность «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей»

Все специализации

  • Информационные технологии в строительстве (2 курс)
  • Математическое моделирование систем и процессов (3 курс)
  • Основы теории надежности (3 курс)
  • Строительные материалы (3 курс)
  • Железнодорожный путь (3,4 курс)
  • Строительные конструкции и архитектура транспортных сооружений (3 курс)
  • Цифровые технологии в профессиональной деятельности (4 курс)
  • Организация и управление производством (4 курс)
  • Мосты на железных дорогах (4 курс)
  • Строительная механика (4 курс)
  • Технология и механизация железнодорожного строительства (4 курс)
  • Технология и механизация содержания железнодорожного пути (4 курс)
  • Тоннели на транспортных магистралях (5 курс)
  • Изыскания и проектирование железных дорог (5 курс)
  • Содержание мостов и тоннелей (5 курс)

Специализация «Управление техническим состоянием железнодорожного пути»

  • Техническое обслуживание железнодорожного пути (5 курс)
  • Проектирование и расчет элементов железнодорожного пути (5 курс)
  • Мониторинг и управление надежностью железнодорожного пути (5 курс)
  • Неразрушающий контроль элементов верхнего строения пути (5 курс)
  • Системы видеомониторинга железнодорожного пути и объектов инфраструктуры (5 курс)
  • Ресурсосберегающие технологии в устройстве, содержании и ремонте пути (5 курс)
  • Ремонт объектов инфраструктуры на основе цифровой модели пути (5 курс)
  • Организация, планирование и управление путевым хозяйством (6 курс)
  • Земляное полотно в сложных условиях (6 курс)
  • Экономика путевого хозяйства (6 курс)
  • Проектирование и содержание железнодорожного пути ВСМ (6 курс)
  • Ресурсосберегающие технологии в устройстве, содержании и ремонте пути (6 курс)
  • Ремонт объектов инфраструктуры на основе цифровой модели пути (6 курс)

Специализация «Строительство магистральных железных дорог»

  • Организация, планирование и мониторинг железнодорожного строительства (5 курс)
  • Проектирование реконструкции железных дорог (5 курс)
  • Строительство и реконструкция железных дорог (5 курс)
  • Автоматизированные системы управления строительством (5 курс)
  • Проектирование реконструкции и модернизации транспортной инфраструктуры (5 курс)
  • Диагностика объектов транспортной инфраструктуры (5 курс)
  • Неразрушающий контроль (5 курс)
  • Управление организационно-технологической надежностью строительства (6 курс)
  • Организационное поведение в строительстве (6 курс)
  • Модели и методы инженерных расчетов (6 курс)
  • Земляное полотно в сложных природных условиях (6 курс)
  • Участки железнодорожного пути переменной жесткости (6 курс)
  • Экономическая эффективность проектных решений (6 курс)
  • Расчет экономического эффекта для развития региона (6 курс)

Специализация «Мосты»

  • Организация, планирование и управление строительством мостов (5 курс)
  • Проектирование мостов в зонах повышенной сейсмичности (5 курс)
  • Строительство мостов (5,6 курс)
  • Спектральный анализ схем мостов (5 курс)
  • Колебания подвесных систем (5 курс)
  • Устойчивость схем мостов (5 курс)
  • Устойчивость срочных схем мостов (5 курс)
  • Грузоподъемность и реконструкция мостов (6 курс)
  • Городские и внеклассные мосты (6 курс)
  • Перспективные конструкции мостовых переходов (6 курс)
  • Разводные мосты (6 курс)
  • Компьютерное моделирование металлических мостов (6 курс)
  • Компьютерное моделирование железобетонных мостов и мостов из композитных материалов (6 курс)

Специализация «Тоннели и метрополитены»

  • Транспортные тоннели и метрополитены (5 курс)
  • Специальные способы сооружения тоннелей (5 курс)
  • Содержание и реконструкция тоннелей (5 курс)
  • Программное обеспечение расчётов мостов и тоннелей (5 курс)
  • Конструкции наземных станций метрополитена (5 курс)
  • Конструкции стеклобетонных объектов инфраструктуры (5 курс)
  • Специальные способы сооружения тоннелей (6 курс)
  • Организация, планирование и управление строительством мостов и тоннелей (6 курс)
  • Механика подземных сооружений (6 курс)
  • Динамика и устойчивость подземных сооружений (6 курс)
  • Проектирование тоннелей в сейсмических районах (6 курс)
  • Динамический расчет обделки тоннеля (6 курс)
  • Конструирование тоннелей в сейсмических районах (6 курс)
  • Особенности конструкции узлов тоннелей в сейсмических условиях (6 курс)

Специальность «Наземные транспортно-технологические средства»

Специализация " Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование"

  • Материаловедение и технология конструкционных материалов (2,3 курс)
  • Математическое моделирование систем и процессов (3 курс)
  • Электротехника, электроника и электропривод (3 курс)
  • Теория наземных транспортно-технологических средств (3 курс)
  • Математическое моделирование наземных транспортно-технологических средств (3 курс)
  • Прикладная теория колебаний (3 курс)
  • Основы динамики машин (3 курс)
  • Тензометрия (3 курс)
  • Методы исследования работы элементов машин (3 курс)
  • Цифровые технологии в профессиональной деятельности (4 курс)
  • Основы теории надежности (4 курс)
  • Строительная механика и металлические конструкции подъёмно-транспортных и строительно-дорожных машин (4 курс)
  • Энергетические установки подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования (4 курс)
  • Гидравлика и гидро-пневмопривод (4 курс)
  • Системы автоматизированного проектирования подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования (4 курс)
  • Теория подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования (4 курс)
  • Грузоподъемные машины и оборудование (4 курс)
  • Машины и оборудование непрерывного транспорта (4 курс)
  • Эксплуатационные материалы (5 курс)
  • Конструкции подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования (5 курс)
  • Строительные и дорожные машины и оборудование (5 курс)
  • Электрооборудование подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования (5 курс)
  • Управление техническими системами (5 курс)
  • Испытания подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования (5 курс)
  • Проектирование подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования (5 курс)
  • Технология производства подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования (5 курс)
  • Специальные краны (5 курс)
  • Вертикальный транспорт (5 курс)
  • Транспортная логистика и технологические процессы строительных и путевых работ (5 курс)
  • Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных, строительных и путевых работ (5 курс)
  • Путевые машины (6 курс)
  • Приводы и системы управления путевых машин (6 курс)
  • Эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования (6 курс)
  • Ремонт и утилизация подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования (6 курс)
  • Автомобили и тракторы (6 курс)
  • Машины коммунального хозяйства (6 курс)
  • Системный анализ (6 курс)
  • Обработка экспериментальных данных (6 курс)
Направления научно-исследовательской деятельности
  • Применение балластных материалов в железнодорожном строительстве – руководитель к.т.н., доцент Королев Вадим Вадимович.
  • Разработка и применение методики расчета аэродинамической устойчивости особо опасных и уникальных сооружений – руководитель д.ф.-м.н., профессор Локтев Алексей Алексеевич.
  • Разработка методики оценки воздействия вибраций от реконструкции железнодорожных путей на здания и сооружения – руководитель д.ф.-м.н., профессор Локтев Алексей Алексеевич.
  • Применение композиционных материалов в транспортном строительстве - руководитель д.т.н., профессор Людаговский Андрей Васильевич.
  • Системы автоматизации технологических процессов при ремонтах и строительстве объектов транспортного строительства - руководитель д.т.н., профессор Сычев Вячеслав Петрович.
  • Усиление земляного полотна железнодорожного пути – руководитель к.т.н., доцент Фазилова Зульфия Тельмановна.
  • Модернизация машин и механизмов, используемых при ремонте, реконструкции и строительстве объектов транспортной инфраструктуры - руководитель д.т.н., профессор Хакимзянов Рустам Рафитович.
История

Кафедра "Транспортное строительство" в сегодняшнем виде создана 28 апреля 2015 года, путем объединения кафедр "Строительная механика, машины и оборудование" и кафедры «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей».

Кафедра "Строительная механика, машины и оборудование" была создана 1 сентября 2012 года, путем переименования кафедры "Сопротивление материалов и строительная механика".

История появления кафедры восходит к 1951 году — году основания Всесоюзного заочного института инженеров железнодорожного транспорта (ВЗИИТ), в этом же году была образована кафедра "Теоретическая и строительная механика".

В 1957 г. на базе этой кафедры были образованы две самостоятельные кафедры: "Теоретическая механика" и "Строительная механика". В 1993 г. кафедра "Строительная механика" стала называться кафедра "Сопротивление материалов и строительная механика".

С сентября 1951 г. кафедрой заведовал директор-полковник, д-р техн. наук, профессор Иван Владимирович Урбан. И.В. Урбан был награжден знаком "Почетному железнодорожнику", почти 20 лет работал в различных вузах страны. Он выполнял важные работы в области расчета тонкостенных конструкций, результаты которых широко применялись в учебном процессе во всех транспортных вузах.

С 1953 г. кафедру возглавлял д-р техн. наук, профессор Борис Викторович Дидов, и именно благодаря его усилиям произошло становление кафедры в плане разработки учебно-методической литературы и создания лабораторной базы по дисциплине —"Сопротивление материалов". Он автор более 40 печатных работ.

С 1968 по 1988 гг. заведующим кафедрой работал д-р техн. наук, профессор Владимир Васильевич Захаров. В эти годы обновлены задания на контрольные и лабораторные работы, создан комплекс программ и методических пособий для работы студентов на ЭВМ.

С 1989 по 1990 гг. кафедрой руководил известный ученый и педагог в области методов вероятностных расчетов конструкций, д-р техн. наук, профессор Дмитрий Николаевич Соболев.

С 1991 по 2002 гг. кафедру возглавлял д-р техн. наук, профессор, академик Международной академии информатизации Акоп Егишович Саргсян. А.Е. Саргсян — автор более 100 научных и учебно-методических разработок. Он с 1987 г. — член Высшей аттестационной комиссии сначала СССР, затем России. Под его научным руководством 7 человек защитили диссертации и получили ученую степень кандидатов технических наук.

С 2002 по 2012 год заведующим кафедрой был канд. техн. наук, профессор Кузьмин Леонид Юрьевич, он поднял учебно-методическую работу кафедры на новый уровень. При проведении лабораторных работ по дисциплинам "Сопротивление материалов" и "Строительная механика" стали активно использоваться возможности современных средств программирования и вычислительной техники. Под руководством Кузьмина Л.Ю. были разработаны виртуальные лабораторные работы по нескольким дисциплинам, преподаваемым на кафедре, это стало прообразом дистанционных образовательных технологий, которые бурно развиваются в последнее время.

С момента создания на кафедре работали известные ученые в области механики твердого деформируемого тела, опытные и высококвалифицированные преподаватели: д-ра технических наук, профессора Иван Владимирович Урбан, Борис Викторович Дидов, Борис Федорович Горюнов, Владимир Васильевич Захаров, Дмитрий Николаевич Соболев, Акоп Егишович Саргсян, В.Н. Сидоров, Владимир Николаевич Чудин, В.И. Кучерявый; кандидаты технических наук, профессора: Леонид Юрьевич Кузьмин, Валентин Николаевич Сергиенко; кандидаты технических наук, доценты: Степан Андреевич Мосолов, Александр Дмитриевич Кролевецкий, Евгений Михайлович Кушнаренко, Наталья Александровна Соловьева, Михаил Иванович Артамонов, Владимир Владимирович Винель, Сергей Игоревич Казей, Леонид Павлович Бех, Юрий Евгеньевич Лозовцев, В.К. Ломунов, В.Е. Гришунин, О.В. Мкртычев, Г.А. Джинчвелашвили; старшие преподаватели: Виктор Константинович Тимофеев, Ольга Михайловна Портаева, Лидия Григорьевна Цеханова, В.Н. Левицкая, Анатолий Борисович Ягубов, Мария Альбертовна Сухова, Владимир Арсентьевич Землянский, И.М. Кузнецов.

С 1991 по 2005 г. на базе кафедры действовал диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций по специальностям "Строительная механика" и "Строительные конструкции, здания и сооружения". За годы его функционирования 40 человек защитили кандидатские диссертации, а 5 человек — докторские диссертации.

Сегодняшняя кафедра имеет своими прародителями еще несколько кафедр ВЗИИТа.

В 1951 году в составе Строительного факультета Всесоюзного заочного института путей сообщения (ВЗИИТ) была организована Кафедра "Путь и путевое хозяйство". Заведующим кафедрой стал Павел Сергеевич Дурново(1889-1958) - доктор технических наук, профессор (1940), генерал-директор пути и строительства III ранга (1945). П.С.Дурново был инициатором организации на сети дорог путевых колонн, одним из первых создателей типовых технологических процессов производства путевых работ. Он возглавлял кафедру с 1951 по 1956 г.г.

В 1956 году кафедру "Путь и путевое хозяйство" принял Михаил Андреевич Чернышёв (1900-1985) - кандидат технических наук (1945), профессор (1961), генерал-директор пути и строительства III ранга (1942).

В это время на кафедру были приняты доценты Иван Николаевич Хохлов, Николай Николаевич Бирюков, старшие преподаватели Василий Иванович Тихомиров, Владимир Тимофеевич Пьяниченко, Галина Викторовна Петропавловская, старший лаборант Милица Васильевна Медведчикова, лаборант Наталия Ивановна Слитикова, укомплектованы преподавателями кафедры филиалы и учебно-консультационные пункты ВЗИИТ. В 1966 году на должность профессора кафедры по совместительству был принят доктор технических наук, профессор Михаил Феликсович Вериго. В конце 1960-х годов из ВНИИЖТа на кафедру перешёл кандидат технических наук Николай Степанович Чирков. 1965 года при кафедре была организована отраслевая научно-исследовательская лаборатория норм содержания рельсовой колеи (научный руководитель М.А.Чернышев, зав. лабораторией З.Л.Крейнис) и начались исследования и разработка комплекса рациональных нормативов устройства и содержания рельсовой колеи.

Лаборатория имела специализированный вагон-лабораторию, в котором в последующем была установлена вычислительная машина и в 1985 году - система определения очертаний рельсовых нитей. Вагон демонстрировался на ВДНХ СССР, а система определения очертаний рельсовых нитей была удостоена серебряной медали ВДНХ.

В 1972 году по состоянию здоровья М.А.Чернышев перешёл на должность профессора кафедры. Новым заведующим кафедрой стал Василий Иванович Тихомиров (1925-1998) - доктор технических наук (1989), профессор (1991) крупный специалист в области системы ведения путевого хозяйства, использованию современных технологий и методов теории массового обслуживания.

В 1990 году на должность заведующего кафедрой был назначен Крейнис Зосим Лейбович - доктор технических наук (1987), профессор (1989), заслуженный работник транспорта Российской федерации (1993).

27 июня 2002 года кафедру объединили с кафедрой "Строительные и дорожные машины и оборудование" Российского государственного открытого технического университета путей сообщения (РГОТУПС), как тому времени стал называться ВЗИИТ. Объединенную кафедру назвали "Железнодорожный путь, машины и оборудование", возглавил кафедру кандидат технических наук Соколов Валерий Серафимович.

В 2004 году кафедру заведующим кафедрой стал доктор технических наук Сычев Вячеслав Петрович.

Кафедра "Строительные и дорожные машины и оборудование" была образована в 1970 году.

Первым заведующим кафедрой "Строительные и дорожные машины и оборудование" стал д-р. техн. наук, профессор Михаил Федорович Страмоус, который внес огромный вклад в научную и методическую разработку учебных дисциплин кафедры. М.Ф. Страмоус возглавлял кафедру шестнадцать лет. Он подготовил 5 кандидатов наук, имеет несколько изобретений, за что получил 6 медалей ВДНХ: 2 – золотые, 3 –серебряные и одна бронзовая. За активное участие в восстановлении железных дорог награжден знаками "Отличный восстановитель", "Почетному железнодорожнику", Заслуженный строитель РСФСР.

Впоследствии в конце прошлого века к этой кафедре была присоединена кафедра "Технология материалов", которую в разное время возглавляли доценты Свердлов Александр Андреевич, Зарембо Евгений Георгиевич, профессор Кулагин Иван Дмитриевич. Первыми преподавателями кафедры были профессор Юрий Александрович Адрианов (с 1973 г. стал заведующим кафедрой "Теория механизмов и машин и детали машин"), доценты Вукол Вуколович Безпяткин и Марк Иосифович Фрейдлин, старший преподаватель Александр Александрович Иванов.

В последующие годы кафедра пополняется новыми преподавателями, внесшими достойный вклад в становление и развитие кафедры: доцент Эдуард Тимофеевич Лончаков, доцент Евгений Павлович Щеблыкин, доцент Анатолий Николаевич Черкасов.

С 1986 по 1992 гг. кафедрой заведовал доктор технических наук, профессор, генерал-майор Александр Васильевич Ольшанский. Автор более 100 печатных трудов и изобретений, в том числе 5 учебников и 6 монографий. За участие в создании путепроводочной машины эффективно используемой на БАМе награжден золотой медалью ВДНХ. В эти годы на кафедру пришли работать доценты Валерий Серафимович Соколов (1988 г.), Константин Яковлевич Лесной (1988 г.), Виталий Сергеевич Маляр (1992 г.), заведующий кабинетом Виктор Дмитриевич Савченко (1993 г.).

С 1992 г. кафедрой руководил профессор Соколов Валерий Серафимович, который в 2002 г., возглавил объединенную кафедру "Железнодорожный путь, машины и оборудование".

В 2004 г. кафедру возглавил к.т.н., доцент Сычев Вячеслав Петрович.

В сентябре 2011 года кафедра была переименована в кафедру "Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей".

Для учебного процесса с 2015 года по 2019 г. кафедра имела пять стационарных учебных лабораторий и кабинеты, которыми руководили заведующие лабораторией: Федорова Л.Г., Дроздов М.И., Илюшкина Т.Е., Макеева Л. Е., Машкова Е.В.

В настоящее время кафедру возглавляет доктор физико-математических наук, профессор Алексей Алексеевич Локтев, который в 2008 г. пришел на кафедру "Сопротивление материалов и строительная механика", а в 2010 г. успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора физико-математических наук по специальности "Механика деформируемого тела".

За период существования кафедры издано более 200 учебно-методических пособий. Кафедра участвует в организации ежегодных международных научно-практических конференций "Внедрение передовых конструкций и современных технологий в путевое хозяйство" и "Инновационные технологии в развитии строительства, машин и механизмов для строительства и коммунального хозяйства, текущего содержания и ремонта железнодорожного пути", "Транспортное строительство".

Из года в год увеличивается число дипломных проектов, выполняемых по заявкам предприятий. Причем на многих крупных конкурсах дипломные проекты кафедры занимают призовые места.

В июне 2019 года на кафедре организованы новые лаборатории:

  • "Машины и механизмы для строительных и ремонтных работ";
  • "Строительная механика транспортных сооружений";
  • "Верхнее строение железнодорожного пути и путевое хозяйство".