Основные сведения
О подразделении

Кафедра специализируется по следующим направлениям:

  • Совершенствование технического обслуживания и ремонта вагонов в депо и на ПТО;
  • Разработка комплектов технологической документации;
  • Разработки АРМов, программ-экзаменаторов и обучающих программ для работников вагонного и пассажирского хозяйств;
  • Разработка САПР технологических процессов для вагоноремонтных предприятий;
  • Мониторинг технического состояния вагонов и их составных частей в эксплуатации.
Образовательные программы
  • Специальность 23.05.03 Подвижной состав железных дорог (Специализация: Грузовые вагоны), специалитет;
  • Специальность 23.05.03 Подвижной состав железных дорог (Специализация: Пассажирские вагоны), специалитет;
  • Специальность 23.05.03 Подвижной состав железных дорог (Специализация: Технология производства и ремонта подвижного состава), специалитет.
Преподаваемые дисциплины
  • конструкция нетягового подвижного состава;
  • конструирование и расчет нетягового подвижного состава;
  • конструкция и расчет тормозного оборудования подвижного состава ж.д. транспорта;
  • технология производства, ремонта, эксплуатации и технического обслуживания подвижного состава;
  • проектирование и технологическая подготовка предприятий по ремонту подвижного состава;
  • системы автоматизации производства и ремонта подвижного состава;
  • вагонное хозяйство;
  • динамика подвижного состава;
  • строительная механика подвижного состава;
  • надежность подвижного состава;
  • обеспечение организации безопасности движения на ж.д. транспорте.
Направления научно-исследовательской деятельности
  • Совершенствование технического обслуживания и ремонта вагонов в депо и на ПТО;
  • Разработка комплектов технологической документации;
  • Разработки АРМов, программ-экзаменаторов и обучающих программ для работников вагонного и пассажирского хозяйств;
  • Разработка САПР технологических процессов для вагоноремонтных предприятий;
  • Мониторинг технического состояния вагонов и их составных частей в эксплуатации.
История

В 1963 г. была создана кафедра «Вагоны и вагонное хозяйство» путем выделения ее из кафедры «Подвижной состав и тяга поездов».

Кафедру возглавил заслуженный деятель науки и техники РСФСР, д-р. техн. наук, профессор Валентин Макарович Казаринов, который с 1963 по 1976 гг. был в ЦНИИ МПС руководителем отделения автотормозного хозяйства. Его исследования и разработки явились большим вкладом в технику тормозных устройств железнодорожного подвижного состава. Автор более 100 научных работ. Научные труды В.М. Казаринова получили широкую известность у специалистов Австрии, Бельгии, Германии, Италии, Польши, Румынии, Болгарии, Чехословакии, Венгрии.

В.М. Казаринов уделял большое внимание вопросам становления кафедры, формирования ее штатного состава. Ряд опытных специалистов пришли с производства — Тимофей Емельянович Малий на должность доцента; Р.С. Сорокина на должность ассистента. Другие сотрудники были приглашены из МИИТа: канд. техн. наук Василий Афанасьевич Петров — на должность доцента; Борис Нилович Покровский — на должность ассистента. Лаборантский состав кафедры был представлен старшим лаборантом Л.П. Логвиновой, проработавшей на кафедре все время с момента основания до 1970 г.

В общей сложности под руководством заведующего кафедрой профессора Казаринова В.М. было подготовлено 15 кандидатов и несколько докторов технических наук. В 1975 г. на кафедру пришли молодые ученые: Борис Васильевич Смагин, Константин Александрович Сергеев, Валерий Евгеньевич Новиков.

На посту заведующего кафедрой профессора В.М. Казаринова сменил в 1976 г. канд. техн. наук, доцент Б.Н. Покровский. Он работал в этой должности до 1996 г.

Начиная с 1976 г. коллектив кафедры много работал над созданием собственной лабораторной базы. Она была реализована по специальным проектам на базе стационарных вагонов-лабораторий, расположенных на территории станции «Подмосковная»:

- по холодильному оборудованию изотермического состава (АРВ);

- по электрооборудованию вагонов и автоматизации их ремонта (пассажирский ЦМВ);

- по автоматическим тормозам вагонов и локомотивов (пассажирский ЦМВ).

В 1988 г. кафедра была реорганизована путем слияния с кафедрой «Технология металлов» и стала называться «Вагоны и технология конструкционных материалов».

В 1996 г. кафедру возглавил канд. техн. наук, доцент Валерий Евгеньевич Новиков.

Основные задачи, которые были поставлены перед кафедрой, это:

- компьютеризация учебной работы и НИР;

- активизация работы кафедры по линии Центра дополнительного профессионального образования (ЦДПО).

Штат кафедры в этот период состоял из 9 преподавателей, из них 7 — кандидаты техн. наук, доценты: В.Е. Новиков, Б.Н. Покровский, Б.В. Смагин, К.А. Сергеев, Е.Г. Зарембо, Ю.И. Краснов, В.В. Барышников, старшие преподаватели: канд. техн. наук Т.Г. Чернова, В.В. Бенешевич. Полностью укомплектован был лаборантский состав — П.В. Еремин — заведующий лабораториями, А.А. Есипова, И.В. Макаревская — лаборанты.

С 2000 по 2021 год кафедру возглавлял д-р техн. наук Сергеев Константин Александрович, специалист в области технологической подготовки производства на предприятиях по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава железных дорог. Под его руководством ведутся научно-исследовательские работы в области разработки АРМов, компьютерных и обучающих программ для работников вагонного и пассажирского хозяйств, САПР технологических процессов для вагоноремонтных предприятий, мониторинга технического состояния вагонов и их составных частей.

В 2009 г. кафедра была реорганизована и стала называться «Нетяговый подвижной состав».

С 2022 года по настоящее время кафедру возглавляет канд. техн. наук Козлов Максим Владимирович.

За период своего существования кафедра выпустила более 4500 специалистов по профилю инженер-механик для организаций и предприятий вагонного и пассажирского хозяйств МПС, а также для вагоноремонтных заводов. В их числе А.М. Ножевников, долгие годы работавший заместителем начальника Главного управления вагонного хозяйства МПС; В.М. Верховодько — Герой социалистического труда, работавший начальником вагонного депо Люблино; О.И. Богинский, возглавлявший службу вагонного хозяйства Московской ж.-д.; В.М. Ульяновский, работавший заместителем начальника Северной ж.-д.; В.Д. Шпади, работающий директором по развитию Союза операторов ж.-д. транспорта; С.В. Ковров, возглавлявший Самарский филиал ОАО «Федеральная пассажирская компания»; А.И. Шугуров, возглавлявший Горьковский филиал ОАО «Федеральная пассажирская компания»; С.Б. Щукин, работавший заместителем службы вагонного хозяйства Северной ж.-д.