Кафедра развивает научные исследования по совершенствованию технологии организации перевозочного процесса и безопасности движения на железнодорожном транспорте. Тематика научно-исследовательских работ кафедры:
Одна из основных отраслей железнодорожной науки - эксплуатация железных дорог. Главной задачей является разработка методов наиболее рационального использования технических средств железнодорожного транспорта в их взаимодействии с целью полного удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров, обеспечения безопасности движения поездов и достижения максимального эффекта от организации перевозочного процесса на железных дорогах.
Исследования по различным направлениям эксплуатационной науки были широко развернуты на кафедрах «Теория эксплуатации» и «Организация перевозок» под руководством профессоров И.И. Васильева и В.А. Соковича, которые стали основателями и первыми заведующими этих кафедр с 1924 г. по 1927 г.
С 1924 г. кафедра меняла названия и её руководителями были крупные ученые железнодорожного транспорта, известные организаторы эксплуатационной науки:
На кафедре разработки велись с самого начала ее образования - с 1924 года. В это время появляются исследования в области теории маневровой работы, графиков движения поездов, пропускной способности, использования локомотивов и вагонов, планирования и регулирования перевозок, специализации поездов и маршрутизации перевозок, а также проектирования и организации работы станции.
В 1926 г. разрабатывается методика расчетов для определения выгодности специализации поездов по направлениям в соответствии с их грузовыми потоками, которая применялась при разработке схем специализации, а принцип определения оптимального варианта по экономии вагоно-часов сохранился до настоящего времени при решении вопросов выбора оптимального плана формирования поездов. Одновременно было разработано и принято «нормативное положение о маршрутных поездах», в котором указывался порядок их формирования, следования в пути и передачи с дороги на дорогу.
С 1935 г. впервые стали применяться технологические процессы работы станций, основанные на обобщении передовых методов труда. В послевоенный период технологические процессы работы станции были усовершенствованы. В результате научного обобщения передовых методов были разработаны новые типовые технологические процессы сортировочных и грузовых станций.
В дальнейшем с использованием математических методов и моделирования станционных процессов были разработаны современные способы расчета показателей работы станций, обоснован выбор мер по их техническому перевооружении. Методы расчетов потребного числа путей в парках станций, предложенные по результатам этих исследований, включены в «Инструкцию по проектированию станций и узлов железных дорог».
В 1945-1947 гг. ученые кафедры решали вопросы дальнейшего развития теории планов формирования поездов. Профессор А.П. Петров, в то время работавший на кафедре, предложил метод расчета для выбора оптимального варианта плана формирования поездов из большего числа возможных вариантов. Были уточнены факторы, влияющие на простой вагонов под накоплением, определения величины простоя в ожидании формирования и отправления поездов по графику, разработки теории групповой маршрутизации, методики определения эффективности отдельных ее видов и др.
Особая веха кафедры связана с Фёдором Петровичем Кочневым (1906-1997) - заслуженным деятелем науки и техники РСФСР, почетным доктором Будапештского политехнического университета Венгрии, Высшей транспортной школы (г. Жилино, Словакии), Высшей школы транспорта и связи (г. Дрезден, Германия), ректором МИИТа с 1955 г. по 1980 г., почетным профессором МИИТа, доктором технических наук, профессором.
О трудах и заслугах Фёдора Петровича Кочнева как учёного, педагога и
организатора опубликовано много – 54 года работы в МИИТе, 25 лет в должности ректора, 36 лет в должности заведующего кафедрой, более 120 научных трудов, научный руководитель более 30 диссертаций.
Профессора кафедры эксплуатации железных дорог МИИТа,
возглавляемой Ф.П.Кочневым: И.Б.Сотников, И.Г.Тихомиров, Б.М.Максимович, Г.И.Черномордик, К.К.Тихонов, В.М.Акулиничев, А.М.Макарочкин, Н.Е.Боровой, Н.Н.Шабалин, Г.А.Платонов, Л.П.Тулупов, В.Г.Шубко, Ю.В.Дьяков – все эти имена долгие десятилетия будут сиять на эксплуатационном небосклоне. Традиции коллектива кафедры затем продолжили профессора В.А.Буянов, Н.Д.Иловайский, М.И.Шмулевич, А.П.Батурин, Ю.О.Пазойский, И.Н.Шапкин, Д.Ю.Левин, В.Н.Морозов, В.А.Шаров, А.Ф.Бородин.
Ф.П. Кочневым была создана учебная лаборатория, аналогов которой не было в вузах железнодорожного транспорта и техническое оборудование учебной лаборатории кафедры было лучшим среди высших учебных заведений МПС СССР. В ней прошли обучение десятки тысяч студентов-эксплуатационников. Занятия проводились на макете железной дороги, включающей в себя 12 станций, оборудованных реальными пультами управления, а межстанционные перегоны были оснащены автоматической блокировкой и полуавтоблокировкой.
В 2018-2019 г.г. специалисты и бакалавры под руководством преподавателей кафедры Е.В. Бородиной, Р.А. Ефимова, В.К. Сергиенко участвовали в чемпионатах РУТ(МИИТ) Worldskills по компетенции «Управление перевозочным процессом на ж.д. транспорте». В 2018 г. заняли первое место среди студентов РУТ (МИИТ), Московского колледжа ж.д. транспорта и Института прикладных технологий.
В 2020 году студент 4 курса специальности «Эксплуатация железных дорог. Магистральный транспорт» Института управления и цифровых технологий РУТ (МИИТ), Пашкеев Иван Сергеевич, под руководством старшего преподавателя кафедры Тимковой Александры Юрьевны одержал победу в IV Национальном межвузовском чемпионате «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» 2020. Весь коллектив кафедры УЭРиБТ поддерживал Ивана в его нелегком труде на пути к победе.
В октябре 2019 г. на V Международном конкурсе изданий для образовательных организаций высшего образования «Университетская книга-2019» на ВДНХ два учебника и два учебных пособия преподавателей кафедры получили грамоты, а также Дипломы I и II степени в номинации «Лучшее учебное издание для подготовки специалистов и бакалавров».
С 2016 г. на кафедре ведется специализированная подготовка на кафедре студентов 4-го курса специальности (23.05.04) «Эксплуатация железных дорог» по технологии «Авторский класс» в рамках дополнительной профессиональной программы для обеспечения опережающей подготовки высококвалифицированных специалистов для Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» по управлению эксплуатационной работой на железнодорожных линиях и полигонах, а также для сокращения срока адаптации обучаемых на рабочих местах. Тематика авторских классов:
Сегодня кафедра имеет три учебных лаборатории, оснащенные современными тренажерными комплексами: «Центр диспетчерского управления движением поездов», «Центр автоматизированного управления работой сортировочной станции», «Центр подготовки оперативного персонала сортировочной станции», компьютерный класс и учебную аудиторию имени профессора Морозова Вадима Николаевича.