Изучение теплотехнических дисциплин входило в программу подготовки инженеров транспорта практически с момента основания МИИТа. Так, согласно учебному плану за 1913-1914 учебный год студентам преподавали такие дисциплины как «Термодинамика», «Теория паровых машин», «Паровозы».
В 1931 году из состава МИИТа был выделен «Тяговый факультет», преобразованный в Московский электромеханический институт инженеров транспорта (МЭМИИТ), который включил в себя Паровозный, Вагонный, Электровозный, Инженерно-педагогический и Теплоэнергетический факультеты с рядом кафедр теплотехнического профиля. Начало истории кафедры можно отнести к моменту образования МЭМИИТа.
После объединения в 1954 году МИИТа и МЭМИИТа была создана кафедра "Теплосиловые установки" во главе с д.т.н., профессором П.К. Конаковым. С 1970 года кафедру «Теплосиловые установки» возглавлял профессор М.Г. Маханько. С 1976 года заведующим кафедрой был профессор Л.Ф. Федоров.
Кафедры "Теплотехника" обоих институтов были объединены под руководством д.т.н., профессора, Г.Ф. Болховитинова. С 1983 года заведующим кафедрой «Теплотехника» стал д.т.н., профессор, Р.В. Малов.
В 1984 году произошло объединение кафедры «Теплосиловые установки» с кафедрой «Теплотехника». Новая кафедра стала называться «Теплоэнергетика железнодорожного транспорта». Заведующим кафедрой был избран д.т.н., профессор М.Г. Маханько, а с 1988 года кафедрой руководил д.т.н., профессор Б.Н.Минаев. В последующие годы руководителями кафедры были д.т.н., доцент Ф.А. Поливода, к.т.н., доцент А.В. Костин.
В 2022 году кафедра получила наименование «Теплоэнергетика транспорта», её возглавляет д.т.н., профессор А.В. Дмитренко.
В различные годы на кафедрах теплотехнического направления МИИТа и МЭМИИТа работали выдающиеся отечественные теплотехники. Среди них ученый с мировым именем - академик М.В. Кирпичев, а также известные специалисты в области промышленной и транспортной теплоэнергетики - профессора Р.Г. Грановский, П.Л. Давидсон, В.В. Лукницкий, А.В. Наумов, А.А. Предтеченский, В.М. Тареев, А.С. Ястржембский. Основоположниками кафедры «Теплоэнергетика транспорта» мы по праву считаем профессоров П.К. Конакова и Г.Ф. Болховитинова.
К основным направлениям научных исследований кафедры относятся: энергосбережение в системах теплоснабжения и энергоиспользования на транспорте и в промышленности; применение теории тепло- и массообмена для расчёта и проектирования энергетических систем и комплексов; обеспечение оптимального микроклимата в пассажирских вагонах, разработка мероприятий по снижению экологического воздействия теплоэнергетических установок на воздушную среду, в том числе по снижению углеродного следа объектами стационарной теплоэнергетики транспорта и подвижных источников загрязнения – тепловозов, дизель-поездов, путевых машин и т.п.
В рамках специальности преподавателями кафедры осуществляется подготовка бакалавров и магистров профиля «Промышленная теплоэнергетика».
Специалисты-теплоэнергетики предназначены для работы на предприятиях транспорта и транспортного строительства; в научно-исследовательских и проектных институтах; конструкторских бюро теплотехнического профиля; в металлургической, химической, нефтехимической, машиностроительной, лёгкой, пищевой и других отраслях промышленности в качестве инженеров-эксплуатационников теплоэнергетического оборудования и систем, проектировщиков, расчётчиков, исследователей.
Теплоэнергетическая подготовка студентов обеспечивается изучением курсов теоретических дисциплин: техническая термодинамика, тепло- и массообмен, гидрогазодинамика; изучением курсов инженерных дисциплин по котельным установкам, нагнетателям и тепловым двигателям, источникам и системам теплоснабжения, отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха, тепло- и массообменным процессам в установках промышленности и транспорта, системам производства и распределения энергоносителей, технологическим измерениям и автоматизации тепловых процессов и др. Большое внимание уделяется изучению вопросов, связанных с энергетической политикой России, а также с экономией топливно-энергетических ресурсов и экологией.
Практическую подготовку студенты-теплоэнергетики проходят на предприятиях транспорта и промышленности, в лабораториях кафедры: «Термодинамика и теплопередача», «Гидрогазодинамика», «Теплотехника и теплоснабжение», «Топливо, вода, смазочные материалы и экология», «Математическое моделирование», оснащенными современной вычислительной техникой с выходом в Интернет и связью с корпоративной сетью университета.
Студенты специальности привлекаются к научно-исследовательской работе кафедры, выступают с докладами на научно-практических конференциях и семинарах. Лучшие выпускники поступают в аспирантуру. Темы диссертаций аспирантов кафедры непосредственно связаны с тематикой научных исследований.
C 1931 года на кафедре выпущено свыше 5000 инженеров-теплоэнергетиков. Начиная с 1940 года было подготовлено 12 докторов и около 100 кандидатов технических наук, издано свыше 50 монографий, свыше 100 учебников и учебных пособий. Ученые и преподаватели кафедры участвуют как в практических работах в направлениях отрасли, так и участвуют в научной работе по темам отрасли транспорта и в выборах в Российскую академию наук, что определяет высокий уровень подготовки выпуск-ников кафедры «Теплоэнергетика транспорта», соответствующий современным требованиям производства, науки и конкурентоспособности на рынке труда.