Близится лето, а с ним и пора экзаменов. Одиннадцатиклассники готовятся к сдаче единого государственного экзамена и выбирают высшие учебные заведения для получения высшего образования и профессиональной подготовки.

В апреле ректор Российского университета транспорта Александр Климов обсудил проблему взаимодействия школ и высших учебных заведений по подготовке учеников к профессиональному самоопределению в рамках интервью для Московского образовательного телеканала.


- Как Вы считаете, ЕГЭ является объективной оценкой знания абитуриентов?

- Я считаю, что единый государственный экзамен - большое достижение нашей российской системы образования, потому ЕГЭ даёт возможность любому школьнику, любому выпускнику школы продемонстрировать соответствующие знания и поступить в любой ведущий вуз Российской Федерации.  Поэтому мне кажется, те усилия, которые за последние годы были потрачены на то, чтобы ЕГЭ стал объективным экзаменом, который оценивает знания учеников и даёт «путевку в жизнь» многим выпускникам школ - это то, что действительно важно , то, что действительно необходимо и то, что действительно позволяет отобрать университету тех абитуриентов, тех бывших школьников, будущих студентов, которые приходят и получают необходимую профессию и в дальнейшем работают в экономике Российской Федерации.


- Скажите пожалуйста , а как Вы оцениваете качество подготовки московских школьников? Довольны ли вы абитуриентами, которые поступают к вам и учатся?

- В нашем университете учатся дети со всей страны , но те дети, которые заканчивают московские школы, как правило, демонстрируют очень высокий уровень подготовки и по основным предметам, и так как у нас все-таки вуз инженерный, то конечно, для нас важно в какой степени школьники осваивают такие предметы как математика, физика, химия. Я могу сказать, что выпускники московских школ действительно очень хорошо подготовлены для того, чтобы поступать в ведущие университеты и в том числе в Российский университет транспорта. И здесь нам ещё помогают те дополнительные мероприятия, те инициативы , которые реализуются в городе Москве: и предуниверсарий, и университетские субботы - вот эти все форматы позволяют не только помочь школьникам лучше изучить математику, физику, химию и те предметы, которые важны для того, чтобы стать хорошим специалистом в сфере высоких технологий, но так же и позволяют сформировать тот интерес, ту инициативу, которая так важна для абитуриентов, поступающих именно на инженерные и технологические направления подготовки.


- Александр Алексеевич, Вы сказали про инженерные направления и про городские проекты, а вот проект «инженерный класс» в Московской школе, приходили ли к Вам абитуриенты-выпускники этого проекта?

- Да, конечно, мы очень активно вовлечены во все инициативы департамента образования и науки  города Москвы. И мне кажется, что мы все вместе делаем одно большое дело. Я имею ввиду, университеты города Москвы, потому что мы периодически собираемся и обсуждаем вместе с коллегами-ректорами то, что нам необходимо делать для того, чтобы школьники и выпускники школ имели тот интерес, имели то желание учиться в наших университетах именно по направлениям современным, технологичным, инженерным, потому что чего греха таить, достаточно сложно учиться в рамках подготовки инженеров, это достаточно длительная программа, у нас пятилетние программы - специалитеты. И здесь, конечно же, очень важен и интерес людей и активность выпускников школ. Также и важны знания, потому что это большой объём очень сложных дисциплин, предметов и здесь без фундаментального знания математики, физики очень сложно осваивать дальше современные программы, которые у нас реализуются и в нашем университете и у коллег в других технических инженерных университетах.


- Российский университет транспорта - уникальный вуз , поскольку готовит специалистов практически всех отраслей именно транспорта. Вот как студенты могут поближе познакомиться с вашим вузом, поближе познакомиться с вашими факультетами и как часто у вас проходят дни открытых дверей и планируется ли в ближайшее время , в преддверии, собственно, сезона поступлений, так скажем наших учеников в вузы , вот такой день открытых дверей у Вас?

- Я не могу сказать, что мы охватили уже все отрасли транспорта. У нас безусловно ведущий университет с точки зрения железнодорожного транспорта. Мы очень серьёзно занимаемся программами, связанными с подготовкой специалистов автодорожной отрасли. Мы сейчас серьёзно двигаемся и это часть нашей стратегии в направлении запуска программ подготовки специалистов для речного флота, но у нас безусловно есть большая работа, которая проводится и направлена на то, чтобы школьники старших классов больше знали о том, что такое транспорт в первую очередь. Почему? Потому что когда молодой человек выбирает университет, он выбирает не только себе университет, но и выбирает своё будущее, свою профессиональную карьеру, свою какую-то историю, судьбу, которую он строит в дальнейшем зачастую всю жизнь. Хотя сейчас говорят о том, что люди часто начинают менять профессии и это примета современного рынка труда, но мне кажется те люди, которые пришли в транспортную сферу, а сфера эта очень большая, очень важная, и быстроразвивающиеся, где технологии меняются достаточно быстро , внедряются самые современные компьютерные системы управления. Мне кажется, что те люди, которые в транспорт приходят, они часто остаются там на всю свою жизнь и в общем-то счастливы тем, что они работают в этой стабильной, очень важной для страны, сфере. Для того, чтобы школьники лучше понимали с чем им придётся столкнуться в процессе обучения в университете, либо в ходе их дальнейшей профессиональной деятельности, мы проводим очень много мероприятий. У нас день открытых дверей - это не день, а целые несколько месяцев открытых дверей, потому что прежде чем провести итоговое мероприятие мы примерно десять мероприятий проводим с периодичностью два раза в месяц. У нас десять институтов в университете и каждый институт проводит по своей повестке, по своей программе такие мероприятия. Совсем недавно мы были награждены в числе трёх других университетов за лучшее проведение мероприятия, связанное с профессиональной ориентацией и подготовкой школьников.


- Ваш университет активно участвует в проекте «Университетские субботы». По тому, как Вы увлекательно рассказывали про те открытые мероприятия, которые Вы проводите и за рамками этого проекта, мне бы хотелось узнать, а вот как вы выбираете темы именно для «Университетских суббот»? Что для вас важное в этом проекте?

- Мы - единственный общетранспортный университет Российской Федерации и я предполагаю даже, что и в мире не так много примеров общетранспортных университетов, и безусловно повестка «Университетских суббот» для нас карьерирует очень тесно с теми программами, которые реализуются в транспортной отрасли. И большое количество этих программ - они масштабны эти программы, поэтому все наши институты, у нас есть даже определённая конкуренция, потому что количество мероприятий ограничено и каждый институт ,безусловно, хочет подготовить лучшую программу и привлечь к тому, что он делает наибольшее количество школьников, которые имеют высокие показатели в области математики, физики, химии и поэтому все наши мероприятия связаны с транспортной отраслью, с новыми технологиями, которые используются на транспорте, с интеллектуальными системами, с логистическими центрами. Очень интересный набор тем, которые мы постоянно обновляем и он у нас всегда актуальный и всегда соответствует тем программам, которые реализуются Минтрансом России в большой транспортной системе.


- В преддверии того, что скоро ребята пойдут поступать в университет, чтобы Вы пожелали абитуриентам, которые ещё может быть пока не определились со своим выбором, но хотят связать свою судьбу с вузом технической направленности?

- Мне кажется самое важное здесь - интерес. Интерес ко всему, что человека окружает, потому что я сам инженер, я сам работал на реальном производстве и я понимаю, что без этого интереса к новым технологиям, к новым решениям, к новым идеям невозможно стать хорошим специалистом в области современных технологий. Поэтому я всем выпускникам желаю интереса и стремления познать что-то новое и двигаться вперёд.