МИИТ по праву считается главным поставщиком кадров для ОАО «РЖД». Неудивительно, что в нашем университете учились не только многие почетные железнодорожники, но и их дети и даже внуки. Об одной из таких династий мы решили рассказать в преддверии Дня железнодорожника.

Таисия Васильевна Шепитько, директор Института пути, строительства и сооружений РУТ (МИИТ). Она не только бывшая студентка нашего университета, но еще племянница и невестка железнодорожников. Ее дочь тоже трудится здесь. Всеми этими и многими другими интересными фактами, а также своими воспоминаниями Таисия Васильевна поделилась с нашим корреспондентом.

Про знаменитых предков

Мои мама и папа не имели отношения к железной дороге. Железнодорожником был мой дядя. Он окончил МИИТ и работал начальником станции на Урале в Шадринске. Потом был переведен на станцию Курган. Начальник станции – это очень ответственная работа. От него зависит и  пропускная способность железной дороги, и исправность путей, и организация движения. Дядя учился в одной группе вместе с проректором нашего университета тех времен – Всеволодом Акулиничевым. Потом сын моего дяди, мой двоюродный брат, тоже поступил к нам в МИИТ на курс «Тепловозы и тепловозное хозяйство», окончил его и работал в Прибалтике. Сейчас он главный энергетик на одном из предприятий. Инженерное образование – это всегда хорошо, оно всегда приветствовалось в нашей семье.

А вот в семье моего мужа и мама и папа – мостовики. Отец моей свекрови, Иван Михайлович Стегунин, окончил в 1905 году железнодорожное училище, которое потом стало Самарским железнодорожным институтом, а теперь является Самарским государственным университетом путей сообщения. Он работал начальником дистанции пути на Куйбышевской железной дороге, отвечал за содержание пути и безаварийный пропуск поездов, в том числе и в годы войны, когда перевозочный процесс был чрезвычайно важен, потому что нужно было вовремя поставлять оружие и боеприпасы на фронт.

Иван Стегунин всю жизнь отдал железной дороге. Во время войны, когда производилась перевозка военных грузов, каждый раз в первом  вагоне вместе с командиром ехал начальник дистанции пути. И каждый такой проезд ему грозил расстрелом, если бы по какой-то причине, например, в результате взрыва, груз не дошел до места. Вот такие были требования к качеству содержания путей в военное время.

Мама моего мужа, Нина Ивановна Стегунина, окончила МИИТ в 1941 году. 26 июня она защитила диплом, затем была призвана на фронт и всю войну, вплоть до лета 1946 года, восстанавливала мосты. Нина Стегунина – инженер-майор пути и строительства, ветеран Великой Отечественной войны. В 1943 году она была награждена почетным знаком «Отличный восстановитель», в 1945-м – медалью «За боевые заслуги». При ее участии было построено более 20 временных мостовых конструкций через реки Дон, Ока, Западная Двина и другие. Вернувшись после войны в родной Куйбышев (Ныне Самара – Прим.), моя будущая свекровь устроилась на железную дорогу инженером отдела мостов, стала начальником мостоиспытательной станции. Нина Стегунина умерла в прошлом году в возрасте 100 лет.

Отец моего мужа, Александр Шепитько, окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (Ныне ПГУПС – Прим.) в 1936 году и тоже был начальником мостовосстановительного поезда всю войну. В 1953 году Нина и Александр поженились. Они уже встречались на войне, и судьба свела их вновь. Как говорила моя свекровь: «Он меня больше не отпустил».

А потом отец моего мужа был назначен начальником «Мостотреста» в Риге. В 1958 году переведен на работу в Москву в Министерство транспортного строительства.

Про выбор профессии

Если бы я не поступила в МИИТ, то стала бы учительницей музыки, потому что к тому времени уже окончила музыкальную школу и получила рекомендацию в Орловское музыкальное училище. Это было бы, наверное, тоже неплохо.

Но мама не советовала мне становиться учительницей. Она всю жизнь сама проработала в школе, была директором школы и говорила, что это очень сложная работа. Мама преподавала русский язык и литературу старшеклассникам. А это проверка огромных сочинений, бессонные ночи. Мама считала, что мне нужна другая профессия. Она говорила, что железная дорога существовала во все времена, после того как ее построили, и я всегда буду востребована как специалист. Я послушала маму.

Про учебу

В то время, когда я училась, стройотряды только формировались. Но девушки уже начали работать проводниками в стройотрядах. Например, поездка до Владивостока и обратно занимала 15 суток. То есть за стройотрядовский период можно было съездить всего два раза. Это была достаточно тяжелая, но тем не менее очень интересная работа. Мальчики тоже ездили на других маршрутах в качестве проводников, а те, кто покрепче, работали на БАМе.

В 1949 году началось строительство Трансполярной магистрали. Раньше ее протяженность составляла более 1400 км, сейчас уже в два раза меньше. По той,  прежней, трассе мы в 2005 году предприняли экспедицию. Встретились там с большим числом железнодорожников, которые занимались построенной еще в сталинские времена дорогой. Она была уже почти принята во временную эксплуатацию, но ее строительство затормозилось после смерти Сталина, и в 1953 году дорога была окончательно законсервирована. Сейчас она возрождается, потому что это необходимо и в стратегическом смысле, и с точки зрения освоения имеющихся там месторождений.

Про работу

Я застала то время, когда произошел переход от государственного финансирования к хозрасчету. Начиная с 90-х годов, мы уже должны были сами находить заказчиков и обеспечивать коллектив заработной платой. И у нас это достаточно хорошо получалось, потому что заказов было много.

Во-первых, в 1986 году начала строиться железная дорога Обская – Бованенково. А в 1987 году наша лаборатория под моим руководством уже поехала на эту железную дорогу проводить съемку, потому что там была неустойчивая насыпь, и нужно было повысить ее устойчивость. Мы провели в экспедиции полтора месяца и дали необходимые рекомендации.

Эта работа выполнялась по заказу проектного института Ленгипротранс. Мы прошли 60 километров пешком. Достаточно тяжелая работа. Тем более на Севере. Но это был полярный день, поэтому работать можно было круглосуточно. С тех пор, с 1986 года, я знакома с руководителем компании «Ямалтрансстрой». Он тоже окончил МИИТ. До сих пор мы достаточно плотно работаем вместе.

Когда в 1998 году был создан Институт пути, строительства и сооружений, здание, в которое нас перевели, седьмой корпус, был в достаточно плачевном состоянии. Компания «Ямалтрансстрой» помогла сделать ремонт, как, собственно, и многие другие выпускники нашего факультета строительства железных дорог. Кто-то поставил забор вокруг корпуса, другой – отремонтировал целый этаж, третий – сделал хорошую аудиторию для лекций.

Путейцы и строители не забывают друг друга. Выпускники остаются миитовцами на всю жизнь.

Раньше мы ежегодно направляли строительный студенческий отряд на новую линию Обская – Бованенково. Эта линия была построена по заказу «Газпрома». Это был Ямальский транспортный коридор, цель которого – связать Северную и Свердловскую железные дороги с глубоководным портом Сабетта для вывоза полезных ископаемых, в частности, газового конденсата. Наши студенты работали на текущем содержании железнодорожного пути, строительство которого было начато еще в советское время, а закончено в 2010 году. Сейчас газовый конденсат вывозят исключительно по воде.

Про железнодорожников

Железнодорожники – это всегда очень ответственные люди. Я сужу по нашим студентам – тем, кто поступает на строительство железных дорог, тем, кто учится на кафедре «Путь и путевое хозяйство». Уже с третьего курса чувствуется у них этот внутренний стержень. Ребята очень ответственно относятся к тому, что они будут делать в будущем. Я считаю, что именно в этом и состоит наша задача как преподавателей, работающих в транспортном университете.

Вспомнился случай. Когда в 1987 году мы делали съемку пути, то делали ее по каждой рельсовой нити. Рельс имеет протяженность 25 метров. На этих 25 метрах три точки для съемки. И так на протяжении 20 километров. Естественно, со временем устаешь и немножко теряешь бдительность. Место работ мы всегда ограждали, если надолго задерживались. Но, как оказалось, на Ямале очень плохо слышно, когда приближается поезд, а тем более отдельный локомотив. И однажды мы его едва не пропустили. Люди очень любят отдыхать, сидя на рельсах. К счастью, вовремя успели оттащить нашего коллегу, так что он чуть не попал под локомотив. Поэтому ответственность и внимательность для железнодорожника порой  просто жизненно необходима.

Про семью

Со своим будущим мужем я познакомилась в МИИТе в 1975 году, мы учились в одной группе. В 1980-м состоялась наша свадьба. Муж некоторое время работал в МИИТе после окончания института, защитил кандидатскую диссертацию, но потом перешел работать в Учебный центр Сбербанка России.

После окончания института я поступила в 1980 году в аспирантуру. В 1981-м родился мой сын. А еще спустя три года я защитила диссертацию на тему: «Система и моделирование организации работ по сооружению верхнего строения пути при строительстве новой железнодорожной линии» и была распределена на работу уже как кандидат наук в ЦНИИИС (Головной институт в системе транспортного строительства – Прим.). Пришла туда работать младшим научным сотрудником, через три года дали должность старшего научного сотрудника. А потом я стала заведующей лабораторией верхнего строения пути.

Моя дочь Елена поступила в МИИТ после окончания школы, причем тоже на мостостроение, как ее бабушка и дедушка. Она защитила в 2019 году диссертацию по строительной механике и преподает на кафедре «Системы автоматизированного проектирования» ИПСС. Лене очень нравится ее работа.

Внешне дочь больше похожа на мужа. Ну от меня у нее, наверное, то, что она умеет грамотно ставить цели и достигать их. Сразу после вуза Лена начала работать в проектном институте и одновременно на кафедре на небольшую долю ставки. Но потом, когда поступила в аспирантуру, ей пришлось выбирать, и она остановилась на нашем университете. Из проектного института ушла, проработав там два года. Я считаю, что дочь не ошиблась.

Моя внучка в этом году окончила школу. Она тоже подала документы на специализацию «Мосты» в РУТ.

А когда родился мой внук, он сейчас в пятый класс перешел, то тогдашний наш директор Валерий Мальцев сказал: «Он будет тоннельщиком!» и подарил для него значок тоннельщика. Теперь растим тоннельщика (смеется).

Про образование

Нынешнее образование, конечно, отличается от образования моего времени. Нас более основательно учили на инженерных специальностях. Было в два раза больше часов по теоретической механике, по сопротивлению материалов, по фундаментальным дисциплинам – в частности, по математике и физике. Сейчас, в связи с тем, что прибавились часы по гуманитарным дисциплинам, число часов, отведенных на инженерные дисциплины, к сожалению, уменьшилось. Это, конечно, не на пользу техническому образованию. Но таковы современные тенденции.

В мое время, если в группе было два человека с неудами по теоретической механике – это считалось катастрофой. Их приглашали на заседание комсомола. Я была председателем совета отличников в институте. Совет работал в каждой группе. То есть те ребята, которые хорошо успевали, занимались с теми, кто отставал. И в итоге все потом сдавали экзамены вовремя.

Сейчас закон об образовании позволяет сдавать задолженности в течение двух семестров. И это считается нормой. Конечно, я такое раньше не могла и представить.

Про День железнодорожника

День железнодорожника совпадает с днем рождения моей дочери, поэтому отмечаем профессиональный праздник как семейный. В основном, это происходит на даче. Следом за этим праздником отмечаем День строителя, так как мы еще и строители. Так что праздники продолжаются целую неделю.

Какой День железнодорожника мне больше всего запомнился? Наверное, тот, когда открывали памятник Павлу Мельникову (Один из авторов проекта железной дороги Санкт-Петербург – Москва) на площади перед Казанским вокзалом. Это было очень торжественно. На линейку были приглашены наши студенты, ректор, проректоры.

Впереди новый День железнодорожника. Поздравляю всех железнодорожников и, прежде всего, своих коллег из Института пути, строительства и сооружений с этим замечательным праздником! Хочу пожелать всем нам как можно больше зеленого света на железных дорогах и в жизни вообще. Пусть все получается!

Алина ПАШИНА

 


Источник: Газета "Инженер транспорта"