23 мая (4 июня) 1896 года Николай II подписал указ о создании Императорского Московского инженерного училища, а ныне Российского университета транспорта. Это событие стало отправной точкой в 125-летней истории университета.
Московское инженерное училище вело подготовку специалистов по ускоренной трёхгодичной учебно-теоретической программе, с последующим прохождением двухлетней инженерно-строительной практики.
Училище готовило и выпускало инженеров-строителей путей сообщения широкого профиля, в том числе ориентированных на такие специальности, как мостовик, путеец, эксплуатационник, портовые и гидротехнические сооружения, инженер по постройке зданий. Специалисты получали широкое представление об устройстве и проектировании паровозов.
Особая методология преподавания предполагала изучение точных наук в большем объёме. Здесь преподавали: высшую математику, начертательную геометрию, топографию и геодезию, химию, гражданскую архитектуру, строительное искусство, законоведение, черчение и рисование; французский, немецкий, английский языки, изучение одного из которых было обязательным.
Московское инженерное училище было закрытым учебным заведением. Учащиеся должны были строго соблюдать установленный в училище порядок и носить форменную одежду. Лица, окончившие трехлетний курс, направлялись на двухлетнюю железнодорожную строительную или иную инженерную практику. Звание инженера-строителя с правом осуществления «всякого рода строительных работ и составления проектов сооружений за исключением проектов сложных механизмов» давалось только после предоставления удостоверений от технических специалистов об успешном прохождении практики, защиты по ней отчета и сдачи экзаменов.
В 1924 году училище было переименовано в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ), а в 2017 году институт получил статус Российского университета транспорта (МИИТ).