Создание предсказуемой транспортной ситуации – именно это станет главным результатом стратегического проекта «Управление мобильностью в транспортных системах агломераций», вошедшего в программу «Приоритет 2030». Расскажем немного подробнее об этом проекте.
Развитие транспортной отрасли идет бешеными темпами. Скорость изменений нарастает. Специалистов, способных работать с инновациями на транспорте, катастрофически не хватает. И готовить их особо некому. Из этого вытекают трудности с применением инновационных технологий и невысокие темпы развития транспортной отрасли, особенно в регионах. А у общества при этом есть запрос на создание комфортной городской среды.
В связи с этим Российский университет транспорта, взявший на себя миссию быть интеллектуальным драйвером транспортной отрасли, начал успешно реализовывать стратегический проект «Управление мобильностью в транспортных системах агломераций».
Цель проекта – достижение технологического лидерства в области управления транспортными системами мегаполисов и агломераций. Результатами станут цифровая модель транспортного поведения в агломерациях на основе данных о движении транспорта и пассажиров, программное обеспечение для формирования графика движения на линиях с интенсивным пассажирским движением и цифровые решения анализа мобильности и моделирования пассажиропотока.
Кто работает над проектом
Проект реализуется в рамках программы «Приоритет 2030». Над проектом работает научно-образовательный центр «Управление мобильностью в транспортных системах агломераций» академии «Высшая инженерная школа».
Как и все стратегические проекты университета, этот направлен на то, чтобы обеспечить отрасль инновационными технологиями и подготовить людей, которые будут внедрять эти технологии и работать с ними.
«Проект «Управление мобильностью в транспортных системах агломераций» содержит в себе два трека: научно-исследовательский и образовательный. Работаем над моделированием и анализом транспортного поведения и над интеллектуальным управлением движением рельсового транспорта. Создаются программные продукты, которые позволят существенно повысить эффективность транспортного планирования в агломерациях. В части образовательного трека разрабатываем и реализуем образовательные программы высшего образования и дополнительные профессиональные программы. Действуем на опережение в вопросе подготовки кадров», – рассказывает директор академии «Высшая инженерная школа» Олег Покусаев.
Почему это так важно
Проект будет решать проблемы транспортного планирования. В условиях постоянно растущих агломераций, когда появляются новые кварталы и новые производства, возникает вопрос: как сделать транспортную инфраструктуру более эффективной?
«Программное обеспечение, которое сейчас создается в рамках стратегического проекта, нужно для управления транспортным поведением и планирования транспортной инфраструктуры быстрорастущей агломерации. Так, разрабатываются два крупных продукта: цифровая платформа управления мобильностью агломерации и программный продукт для построения графиков движения поездов. Казалось бы, поезда, железная дорога – при чем здесь агломерация? Но с точки зрения потенциала развития железнодорожный транспорт в городе – один из самых потенциально быстрорастущих секторов. Мы видим на примере Москвы, как бывшая Московская окружная железная дорога превратилась в Московское центральное кольцо (МЦК) и насколько оно стало востребованным у граждан. Очевидно, что российские города будут расти. Очевидно, что интеграция железнодорожного транспорта в городскую транспортную систему станет трендом, который будет реализовываться и в других мегаполисах и агломерациях. Поэтому продукт не нишевый и не московский в чистом виде. Он предназначен для решения проблем крупных городов», – объясняет проректор, руководитель программы развития университета в рамках «Приоритет 2030» Виталий Борщ.
Суть проекта
Реализация проекта «Управление мобильностью в транспортных системах агломераций» позволит сделать транспортную ситуацию предсказуемой. Что это значит? Объясняем на простом примере.
Предположим, Вам нужно из точки «А» добраться до точки «Б» за 40 минут и найти оптимальный маршрут для решения этой задачи.
Конечно, уже сегодня есть тот же «Яндекс», который подскажет, как добраться, покажет, какие виды транспорта можно для этого задействовать. Но при этом он не возьмет в расчет ваш запрос по времени – он поставит Вас перед фактом: сколько времени вы потратите на маршрут.
Реализация проекта же позволит вам использовать транспорт как услугу. «Будет сервис, который предложит Вам оптимальный маршрут движения с тем, чтобы Ваш запрос был исполнен. В этой цепочке будут задействованы различные виды транспорта. Вероятно, будут изменены приоритеты перемещения в городе для различных категорий граждан. Они будут разные, и этим процессом можно будет управлять. Это позволит повысить эффективность движения и, соответственно, сократить время в пути», – делится проректор Виталий Борщ.
Что уже сделано и что в ближайших планах
Работа над проектом началась в 2021 году, и менее чем за год сделано уже многое. Так, еще в 2021 году было разработано 5 образовательных программ высшего образования, 7 программ дополнительного профессионального образования находятся в работе. 3 программы ДПО будут разработаны до конца 2022 года. Также до конца года будет завершена программа входящей внутрироссийской академической мобильности по разработанным образовательным программам бакалавриата.
Создается цифровая платформа моделирования транспортного поведения, которая найдет применение не только в транспортной отрасли, но и в сфере строительного комплекса и коммерческих услуг. Разрабатывается документация технического проекта программного продукта.
Активно идет работа над алгоритмом, который позволит вести разработку графика движения поездов с заданными параметрами в установленных условиях в автоматическом режиме.
Поскольку проект реализуется в рамках «Приоритета 2030», то и программа его рассчитана до 2030 года. Однако, как уверен Виталий Борщ, результат нужно показывать гораздо раньше – буквально сегодня. И команде, работающей над проектом, уже есть чем гордиться. «Мы идем в очень хорошем темпе. Уже на сегодняшний день имеем визуализированные прототипы, то есть мы можем показывать результаты нашей работы, несмотря на то, что с момента старта прошло меньше года. Мы уже имеем то, что можно презентовать и что понятно пользователю – это очень важно», – считает проректор.