Студенты Российского университета транспорта разработали систему контроля схода подвижного состава. Уникальное решение обеспечит безопасность и эффективность перевозочного процесса на железнодорожном транспорте.
По словам разработчиков, если в длинном подвижном составе одна или две колёсные пары сошли с рельс или же с локомотива свисает плохо закреплённый груз, оторвавшийся шланг, это неизбежно приведет к серьезным последствиям. Например, повреждению верхнего строения пути или напольного оборудования железнодорожной линии. Чтобы этого не допустить, студенты разработали «умную» систему с использованием оптоволоконного датчика обнаружения волочащихся деталей, которая оперативно выявит нарушения и предпримет необходимые меры.
– Для контроля подобных случаев существует два устройства: система «УКСПС» (Устройство контроля схода подвижного состава) и «БУКС» (Беспроводное устройство контроля схода). Однако, в каждом из них есть свои недостатки – они либо слишком дороги, либо требуют замены или ремонта в случае нарушения нижнего габарита пути. Изучив существующие системы и принципы обнаружения нарушения нижнего габарита пути, мы разработали систему, которая исключает все минусы существующих на рынке аналогов, – отметил лидер команды, студент 2 курса Академии «Высшая инженерная школа» РУТ (МИИТ) Богдан Ильинов.
Так, в основе новой разработки студентов – волоконно-оптический кабель. Устройство представляет собой небольшой участок волоконно-оптической линии, закрепленный на специальной планке с пружинами, которая будет работать как датчик контроля нижнего габарита пути. Поскольку мониторинг оптического волокна позволяет зарегистрировать даже минимальные вибрационные воздействия на кабель, данная система позволит довольно точно определить наличие нарушения нижнего габарита пути и предпринять своевременные меры по снижению скорости или остановке подвижного состава.
Система контроля схода подвижного состава соответствует всем необходимым требованиям и нормам, и уже подана на регистрацию патента.
Отметим, что «умная» система разработана в рамках проектной деятельности обучающихся. Над проектом трудились студенты образовательной программы «Системы мобильной связи и сетевые технологии на транспорте» АВИШ: Богдан Ильинов, Георгий Любарчук, Александр Штучко, Никита Абросимов.