В конце октября в Москве состоялся ежегодный Форум «Общественный транспорт 2023». Масштабное мероприятие по модернизации и улучшению качества пассажирских перевозок объединило на одной площадке более 50 региональных перевозчиков, крупнейших производителей подвижного состава, представителей ведущих IT-компаний и других экспертов.
В ходе мероприятия участники обсудили ключевые для отрасли вопросы, среди которых: цифровая трансформация пассажирских перевозок в городах России, перспективы развития видов транспорта на экологичных источниках энергии, а также технологическое будущее транспортного комплекса столицы.
Наш университет представил директор Научно-образовательного центра морского, внутреннего водного транспорта и технологий автономного судовождения РУТ (МИИТ) Владимир Владимирович Якунчиков. Эксперт рассказал участникам форума про разработки вуза и консорциума отраслевых организаций в области автономного судовождения для внутреннего водного транспорта.
В 2021 году во исполнение поручений президента и Минтранса РФ, а также в рамках государственной программы «Приоритет-2030» был сформирован научный консорциум, который возглавил Российский университет транспорта. Туда же вошли МФТИ (Физтех), Государственный морской университет им. адм. Ф.Ф. Ушакова, АО «Ситроникс», ФБУ Канал имени Москвы и другие.
Владимир Владимирович отметил, что с целью удовлетворения потребностей государства в квалифицированных специалистах в области автономного судовождения на базе РУТ (МИИТ) установлен первый в Российской Федерации навигационный тренажер по маневрированию и управлению судном с элементами автономного судовождения (производства «Ситроникс»). Он предназначен для отработки практических навыков судоводителей в составе экипажей судов с ручным и автономным управлением, операторов системы управления движением судов и персонала центра дистанционного управления автономных судов.
Весной этого года на тренажере прошли обучение первые слушатели — экипажи двух паромов с технологиями MASS предприятия Росморпорт («Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский»), работающие на линии Усть-Луга — Балтийск, и береговые экипажи центра дистанционного управления в СПб.
— Известно, что Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы в рамках программы «Зеленый транспорт» планирует применение технологий автономного судовождения на электрических судах, перевозящих пассажиров по реке Москва в черте города. Российский университет транспорта предлагает московскому правительству организовать на базе Академии водного транспорта РУТ центр подготовки судовых и береговых экипажей электрических судов для города Москвы, включая подготовку персонала центра их дистанционного управления, — отметил Владимир Владимирович Якунчиков.
В том числе для этих целей Российским университетом транспорта было приобретено маломерное судно — катер Волжанка-Вояджер 800 вместе с специализированным оборудованием для внедрения технологий автономного судовождения. Система включает многоканальную систему зрения в видимом, инфракрасном, радио- и гидроакустическом диапазоне, автоматическую трассировку маршрутов, оптимизацию траекторий движения, автоматическое маневрирование и вход в порты, автоматическое предотвращение столкновений с участниками движения и другими препятствиями.
—У научной команды, выполняющей проект, имеется ряд научно-технических и промышленных заделов по проектированию и постройке беспилотной техники. В течение двух лет над задачей работали ведущие специалисты и ученые России в этой области, и наши разработки не уступают зарубежным аналогам. В этом году наше маломерное судно успешно прошло испытания на уровне автономности 2 (управления с берега). В ближайшее время планируются испытания в полностью автоматическом режиме, — подчеркнул директор НОЦ.
Эксперт также обратил внимание на то, что большинство рек в Европейской части России являются мелководными, их дно меняется несколько раз за навигацию и сильно зависит от водного режима реки (паводок, половодье, межень, засуха) — тем самым возрастает вероятность аварий на воде. Внедрение системы мониторинга акваторий внутренних водных путей при помощи автономного маломерного флота существенно уменьшит эти риски.
По его словам, для мониторинга ситуации на участках реки Москвы, не оборудованных видеонаблюдением, применение безэкипажных маломерных судов повысит эффективность системы и снизит затраты на ее развертывание.
В качестве примера внедрения указанной технологии предлагается создание ситуационного центра мониторинга ВВП на базе РУТ (МИИТ), в который будут стекаться данные от стационарных камер на берегах Москвы реки и от камер, установленных на автономных средствах.