Российский университет транспорта — участник программы «Приоритет 2030» — представил Совету по грантам отчет о работе, проделанной за 2023 год.

Напомним, что университет реализует пять стратегических проектов в приоритетных областях развития транспортной отрасли России. В 2023 году вузу удалось серьёзно продвинуться в реализации каждого из проектов.

В рамках стратегического проекта «Электронная навигация и автономное судовождение» в консорциуме с АО «Ситроникс» и ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова создана система подготовки кадров в области автономного судовождения: уникальный тренажёрный комплекс и пакет из 10 дополнительных профессиональных программ. В 2023 году университет обучил морские и береговые экипажи российских полуавтономных паромов «Генерал Черняховский» и «Маршал Рокоссовский», обеспечив выполнение контрольной точки ФП «Автономное судовождение»; разработал три новые программы повышения квалификации, две из которых запущены в текущем году.

По разработанным в 2023 году программам повышения квалификации вуз готовит инструкторов для работы на «автономных» навигационных тренажёрах для других морских университетов России.

Совместно с МФТИ подготовлено судно третьего уровня автономности для работы на внутренних водных путях. Судно оборудовано многодиапазонной системой технического зрения, системой навигации и связи, системами автоматики и управления, позволяющими осуществлять управление в дистанционном (с берега) и в полностью автоматическом режиме. Успешно проведены натурные испытания судна на акватории реки Москвы.

РУТ (МИИТ) делает как документы транспортного планирования, модели, схемы движения, так и отечественный инструмент транспортного моделирования RUT-Mobility. Командами университета за период реализации программы развития разработаны различные документы для Московского транспортного узла, Республики Башкортостан, Стерлитамакской, Таганрогской, Шахтинской, Воронежской городских агломераций, г. Краснодар, г. Сочи, Петрозаводского городского округа Ленинградской области.

RUT-Mobility — уникальное отечественное программное обеспечение транспортного планирования и моделирования, не только замещающее, но и опережающее по своим возможностям зарубежные санкционные программные продукты. Отечественный инструмент транспортного планирования — это вопрос национальной безопасности, поскольку данные о транспортных системах остаются в стране, а не хранятся на серверах поставщиков зарубежного ПО. Платформа RUT-Mobility уже сегодня используется для выполнения работ в целях развития Московского транспортного узла.

Также университетом разработана цифровая логистическая платформа «Вега». Совместно с ключевыми транспортно-логистическими компаниями: ОАО «РЖД», ООО «Терминально-логистический центр «Белый Раст», Евразийский союз участников железнодорожных грузовых перевозок (ЕСП); АО «Евросиб СПб – транспортные системы», РУТ (МИИТ) создаёт цифровую логистическую платформу «Вега», не имеющую отечественных аналогов.

«Вега» позволяет существенно увеличить эффективность использования парка железнодорожных вагонов и контейнеров в условиях дефицита ресурсов. Ресурсы «Вега» позволяют одним компаниям размещать «на продажу» вакантные мощности, а другим — их покупать. Все автоматизировано: поиск, контрактация, передача объектов в пользование — весь жизненный цикл.

Результаты и достижения:
  • Разработаны методики учёта углеродного следа их практическое применение.
  • Создан и получил национальную аккредитацию единственный специализированный в области транспорта Орган по валидации и верификации парниковых газов.
  • Совместно с членом консорциума ООО «Пермская Энерготехнологическая Компания» разработаны и апробированы на инфраструктурных объектах Горьковской железной дороги методики по измерению выбросов СО2 в местах утечек, разливов нефтесодержащих отходов от хранения топливных запасов.
  • Апробированы в компаниях реального сектора экономики методики количественного измерения выбросов от железнодорожного и воздушного транспорта.
  • Проведена первая в России верификация отчетов о выбросах парниковых газов по заказу Дальневосточной железной дороги — филиала ОАО РЖД в рамках эксперимента в Сахалинской области (первый в мире «чистый» регион).
  • Совместно с РАН ведётся научно-исследовательская работа по оценке влияния погодно-климатических процессов на транспортный комплекс в условиях изменяющегося климата в части железнодорожного транспорта, разработана программа для ЭВМ в области оценки рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере с учетом погодно-климатических условий.

Источник: Центр по связям с общественностью