Показать ещё 11
Свернуть
Показать ещё 6
Свернуть
Зылев Владимир Борисович, родился 8 сентября 1946 г. В 1964 году поступил и в 1969 году закончил факультет «Мосты и тоннели» МИИТа. В период учебы опубликовал две печатные работы. Для электронной вычислительной машины «Сетунь» им была написана программа, позволяющая в автоматическом режиме выполнять статический расчет вантовых мостов с радиальным расположением вант. Эта программа использовалась позже в дипломном проектировании и для научных исследований.
После окончания института поступил на кафедру «Строительная механика» МИИТа. В 1975 году защитил кандидатскую диссертацию, которая была посвящена развитию численных методов анализа нестационарных температурных полей и полей напряжений в твердеющих железобетонных изделиях. В это же время В.Б. Зылев начал активно работать в области численных методов анализа стержневых систем в условиях произвольно больших перемещений. Большинство его работ, посвященных этой теме, опубликовано в журнале «Строительная механика и расчет сооружений».
Начиная с 1980 года кафедра строительной механики МИИТ выполняет ряд хоздоговорных тем для ЦНИИпроектстальконструкция им. Академика Н.П. Мельникова. Работа велась в рамках координационного плана АН СССР. Ставилась задача создания программы для ЕС-ЭВМ по расчету пространственной тросовой системы с растяжимыми нитевыми элементами произвольной пологости. Темой руководил академик А.В.Александров, ответственным исполнителем являлся В.Б. Зылев.
В процессе работы над указанной тематикой В.Б. Зылеву удается разработать алгоритм статического расчета. Основным элементом этого алгоритма является метод «типа стрельбы» для единичной нити. Этот, достаточно общий подход, позволил рассматривать нитевые элементы произвольной пологости при использовании нелинейно-упругой диаграммы растяжения нити и при действии неконсервативной ветровой нагрузки. Выполненная работа получила широкое внедрение при проектировании ряда уникальных крупногабаритных антенных сооружений. Метод «типа стрельбы» был далее обобщен В.Б. Зылевым на задачу о малых линейных колебаниях тросовой системы около положения равновесия.
Не ограничиваясь задачей о малых колебаниях, В.Б. Зылев создает метод анализа динамического деформирования тросовых систем при произвольно больших перемещениях. Численный алгоритм, основанный на явной схеме интегрирования уравнений движения, обладает тем преимуществом, что не требует решения системы линейных уравнений на каждом шаге интегрирования. Кроме того, он допускает рассмотрение весьма разнообразных вариантов замены закона Гука для описания соотношений между деформациями и усилиями в элементах модели. Первые варианты программных реализаций метода, созданные еще для ЕС-ЭВМ, совместно с доцентом кафедры «Строительная механика» МИИТ А.В.Штейном, достаточно широко использовались для анализа антенных систем, линий электропередач. Алгоритм был впервые опубликован в журнале «Строительная механика и расчет сооружений» в 1986 году.
В работах В.Б.Зылева показана применимость развитого подхода для анализа распространения волн деформаций в упругих конструкциях. Оригинальным является часто применяемый В.Б. Зылевым способ решения статических задач, путем рассмотрения затухающих колебаний системы. Преимущества этого подхода связаны, прежде всего, со снятием проблем сходимости в чисто статических решениях, основанных на методе Ньютона.
Работы по статическому и динамическому расчету тросовых систем легли в основу докторской диссертации В.Б. Зылева «Статика, динамика и устойчивость нелинейных нитевых систем», которую он успешно защитил в 1987 году. В 1990 году ему было присвоено ученое звание профессора.
В 1999 году вышла монография В.Б. Зылева «Вычислительные методы в нелинейной механике конструкций». В этой книге показана применимость явной схемы решения уравнений движения для моделирования динамического поведения нелинейных систем достаточно широкого класса. В частности к задаче о движении незакрепленных деформируемых конструкций, для систем с частичным разрушением. Также в этой работе показана возможность решения задач устойчивости на основании моделирования движения вплоть до рассмотрения закритического деформирования. Всего В.Б. Зылевым опубликовано более 70 печатных работ, сделано большое количество научных сообщений на конференциях и семинарах.
Для В.Б. Зылева характерно стремление находить практические приложения для развиваемых им численных методов анализа деформируемых систем. Следует отметить в этой связи решение задачи о прочности крепления грузов на железнодорожных платформах при маневровых соударениях. В этих решениях вагоны с закрепленными на них грузами, рассматриваются как единая механическая система, между элементами которой имеются упругие, пластические и фрикционные связи. Работы по креплению грузов выполнялись по заданию министерства Путей Сообщения и нашли практическое использование.
В.Б. Зылев ведет большую педагогическую работу, читает лекции и проводит практические занятия по всем дисциплинам кафедры «Строительная механика». В его лекции часто включаются демонстрации работы компьютерных программ и простейшие эксперименты. Он публикует методические указания для студентов, которые содержат и некоторые новые вопросы, над которыми он сам работает. Среди методических работ В.Б. Зылева следует отметить серию плакатов по истории науки о сопротивлении материалов, которая используется во многих вузах нашей страны.
В 2008 году В.Б. Зылев был избран на должность заведующего кафедрой «Строительная механика» Московского государственного университета путей сообщения.
В.Б Зылев имеет звание почетного транспортного строителя. За цикл работ, выполненных в последнее пятилетие, В.Б. Зылев был признан лауреатом конкурса Российской Академии архитектуры и строительных наук за 2005 год. С 2008 года он является советником Российской Академии архитектуры и строительных наук.