
Путевая машинная станция №4 получила на лето неплохое пополнение. С конца июня плечом к плечу с действующими работниками ПМС трудятся 11 стройотрядовцев – студентов Московского университета путей сообщения (МИИТ). Здесь, в Петелино, они проходят производственную практику.
Так уж получается, что все общественные явления проходят естественный отбор временем. Остаются лишь самые жизнеспособные. Например, стройотрядовское студенческое движение.
В прежние годы эту школу прошли многие руководители крупных предприятий, известные политики и даже олигархи. Ныне стройотряды снова в деле. Сегодня они могут крепко поддержать студента в материальном плане. Здесь же, на «стройке», ребята находят новых друзей, приобретают первый производственный опыт. Не остаётся внакладе и предприятие, которое на лето принимает в свои ряды стройотрядовцев: оно получает рабочую силу, помноженную на молодую энергию и энтузиазм.
В этом году группа студентов МИИТа трудится проводниками, специальные стройотряды работают на Ямале и в Сочи. Ещё два отряда проходят практику на Московской железной дороге – путевых машинных станциях Бекасово и Петелино. В ПМС Петелино появления студентов ждали с нетерпением: на дворе – разгар летне-ремонтных работ, когда у путейцев каждый штык на счету.
– Мы всегда рады студентам МИИТа у нас на практике, – говорит Ирина Грачёва, ведущий специалист по управлению персоналом ПМС Петелино. – Это хорошие, старательные работники, оказывающие нам существенную помощь. А мы в свою очередь стараемся делать всё, чтобы комфортно их устроить, обеспечиваем питанием и спецодеждой. А также – опытным наставником.
Принимать у себя стройотряд – дело ответственное: нужно обеспечить помощников жильём, питанием, медицинским обслуживанием, дать фронт работ, обучить безопасным приёмам труда. И руководство ПМС Петелино прекрасно справляется с этой непростой задачей. Студенты живут в просторных светлых комнатах, рассчитанных на трёх-четырёх человек. Удобные кровати, тумбочки, добротная сантехника, душевые... Столовая с горячим питанием. В общежитии путевой машинной станции есть всё необходимое для хорошего отдыха. А для досуга к услугам студентов волейбольная и футбольная площадки, турники. Есть и телевизор.
В этом году наставником студенческой бригады назначен молодой и энергичный Сергей Магуров, старший дорожный мастер, сам в недалёком прошлом выпускник МИИТа и заядлый стройотрядовец. Он также начинал свой трудовой путь с нижних производственных ступенек. Был монтёром пути, бригадиром, дорожным мастером...
– Студенты трудятся у нас на базе ПМС: косят траву, меняют полушпалки на подкрановых путях, принимают участие в выгрузке щебня из полувагонов... Работа здесь – самая разнообразная, – рассказывает Сергей Алексеевич. – А ещё стройотрядовцы выезжают на станции, где занимаются отделочными работами: готовят к сдаче в эксплуатацию уже уложенные стрелочные переводы, занимаются планировкой междупутий, пополнением щебнем рельсошпальных ящиков...
В оценке труда студентов он с Ириной Александровной солидарен:
– Ребята – молодцы. Они – хорошие помощники.
Возглавляет стройотряд его командир – студент МИИТа Роман Зайцев. Но организационными делами его функции отнюдь не ограничиваются: Зайцев вкалывает наряду со всеми.
– Координатор стройотрядовского движения – штаб МИИТа. В составе нашей команды не только путейцы, – отмечает Роман. – Есть ребята, которые получают специальность «Электрический транспорт», как, например, я, или «Строительство железных дорог», «Подъёмно-транспортные и эксплуатационные машины». Здесь, в Петелино, я провожу уже третье лето. И ни разу не пожалел об этом. Помимо прочего, здесь с нами, со студентами, как и с другими работниками, составляется договор. Только краткосрочный. И наш труд достойно оплачивается.
Больше всего Роману запомнился тот день, когда он с ребятами плечом к плечу с монтёрами ПМС разгружали полувагоны со щебнем.
– Конечно, устали с непривычки. В ту ночь я спал как младенец, – смеётся он.
А ещё Роману запомнилось, как год-два назад они, стройотрядовцы, выезжали на станцию Бекасово-сортировочное, где работники путевой машинной станции укладывали английскую стрелку.
Каждое утро у ребят начинается с обязательного инструктажа по охране труда и знакомством с заданием на предстоящую смену. В день визита к стройот��ядовцам корреспондентов «Московского железнодорожника» ребята, засучив рукава, трудились на станции Кресты. Получалось у них это ловко, слаженно, споро. Глядя со стороны, никогда не подумаешь, что это не бывалые монтёры пути, а студенты-практиканты. Лопаты, носилки, лом, другой инструмент без дела не скучали. И итог пятичасовой работы не обманул ожиданий.
– На двух стрелочных переводах произведены отделочные работы и планировка балласта, – рассказал Сергей Магуров. – Ещё на трёх стрелках выполнена регулировка критических расстояний в раме.
В общем, ребята могут гордиться собой. И, казалось бы, имеют право по прибытии на базу ПМС весь вечер валяться на кровати или смотреть телевизор. Ан, нет. Только не они! В этот вечер после работы у них намечался матч по футболу с монтёрами путевой машинной станции. А ещё с удовольствием занимаются на турниках. Так что и отдых они предпочитают активный. Настоящие мужчины – железнодорожники!
Факты: Путевая машинная станция Петелино принимает стройотрядовцев далеко не впервые. Так, в прошлом году здесь, в ПМС Петелино, трудились 18 стройотрядовцев – студентов МИИТа, сообщила Ирина Грачёва, ведущий специалист по управлению персоналом этого предприятия.
МНЕНИЯ
Денис Саушкин, студент МИИТа:
- В составе студенческого стройотряда я в первый раз. Когда услышал об этом проекте, решил поучаствовать. И не пожалел об этом ни одной минуты. Для меня это прекрасная возможность весело и интересно провести нынешнее лето. А ещё – возможность получить практические навыки, которые пригодятся мне в дальнейшем, и заработок. Я считаю так: если мы, студенты, собираемся в будущем трудиться на железной дороге, то надо начинать приобщаться к будущей профессии уже сейчас. А ещё у меня появилось много новых друзей. На следующий год собираюсь опять стать стройотрядовцем и приобщить к этому одногруппников. Так что летом 2013-го, я думаю, мы приедем сюда расширенным составом.
Сергей Чижов, студент МИИТа, комиссар отряда:
Я окончил четвёртый курс. В следующем году буду защищать диплом. В составе студенческого стройотряда я работаю уже второе лето. И оба раза – по собственному желанию. И если в прошлом году, когда также пришлось трудиться в ПМС Петелино, я ещё не совсем представлял, что такое студенческий отряд, то нынешний шаг сделал абсолютно осознанно.
Лично мне это многое даёт. Теперь я знаю, как работают путевые машины, какова роль специалистов, занятых на ремонте пути. Это – хороший опыт, который поможет мне в дальнейшем. Знаю, что студентам некоторых вузов прохождение практики иногда не оплачивают. Нам платят, как полноценным работникам ПМС, а это немаловажно.
Руслан Дорин, студент МИИТа:
Специальность, которую я выбрал, – строительство железных дорог. Так что я – будущий путеец. А ощутить принадлежность к будущей профессии я могу уже сейчас, работая в составе студенческого стройотряда.
Я – потомственный путеец, мой отец работает мостовиком. Я с детства связан с железной дорогой. Поэтому мой выбор – не случаен. Уверен, чтобы добиться успеха в своём деле и продвигаться по служебной лестнице, необходимо пройти все её ступеньки, начиная с рядового монтёра. Только тогда можно чувствовать себя настоящим профессионалом. Труд монтёра пути – физически тяжёлый. Но от этого он не становится менее нужным и важным. Как будущий инженер-путеец, не считаю для себя зазорным потрудиться с ломом или лопатой. Кроме того, это возможность заработать.
Материалы подготовила Ольга Абрамова
Фото Евгения Надалинского