Сотни бывших студентов и сотрудников МИИТа прошли огненными дорогами Великой Отечественной войны. Неоценим их вклад в приближение Великой Победы не только в качестве бойцов Красной армии, но и как специалистов, которые участвовали в восстановлении железнодорожных путей и мостов, разрушавшихся немецко-фашистскими захватчиками при отступлении.

Сегодня в живых осталось совсем немного свидетелей и участников тех драматических событий. По словам председателя Совета ветеранов МИИТа Эрнста Спиридонова, руководство вуза и лично ректор профессор Борис Лёвин с трепетом и заботой относятся к ним. К памятным датам предусмотрены средства на материальные выплаты и подарки ветеранам. В эти дни студенты и преподаватели вуза принимают участие в различных мероприятиях, посвященных 70-летию Великой Победы.

...Когда идешь по территории Московского государственного университета путей сообщения в погожий весенний денек, вдыхаешь полной грудью свежий воздух, прислушиваясь к веселому гомону студентов, с трудом верится, что в те далекие и страшные сороковые на крыши университетских корпусов падали зажигательные бомбы. Это сейчас над головой мирное небо, а тогда бороздили его синеву зловещие силуэты немецких бомбардировщиков.

Директор Учебно-методического музейного центра истории МИИТа Анна Николаенко вспоминает, как ее, шестилетнюю девочку, во время бомбежек подхватывала на руки мать. Сломя голову бежала в укрытие. Сверху летели смертоносные снаряды. По словам Анны Константиновны, фрагмент одного зажигательного снаряда хранится в музее вуза. Бомбу, упавшую на крышу химического корпуса, клещами подхватил профессор математики Владимир Петрович Зылев, дежуривший там в ту ночь, и сунул в ящик с песком, чтобы не допустить пожара в стенах родного института. В музее сохранились и другие уникальные экспонаты того времени.

Среди них привлекает внимание простреленный вещмешок, с которым сын Владимира Петровича Зылева Борис осенью 1941 года прорывался из окружения под Вязьмой в составе десятитысячной группировки войск. Сохранилась пожелтевшая от времени солдатская фотокарточка Бориса. У входа в первый корпус МИИТа установлена памятная доска 6-й дивизии народного ополчения. На барельефе изображены три ополченца. Первому из них скульптор Алексей Викулов, сверяясь с этим фото, и придал сходство с командиром саперного взвода дивизии Борисом Зылевым.

Вся жизнь Бориса Владимировича Зылева, начиная с детства, связана с МИИТом. Дом сотрудников располагался прямо на территории вуза. Профессору Владимиру Зылеву и его семье была выделена жилплощадь в шестом корпусе. В наши дни в здании располагается Юридический институт.

Немудрено, что Борис Зылев решил поступить в МИИТ. В 1940 году он окончил строительный факультет вуза (специальность «инженер-мостовик»). Получил значок «Лучший ударник, успешно окончивший МИИТ» и диплом 1-й степени. Осенью поступил в аспирантуру, сдал экзамены, но о карьере преподавателя на время пришлось забыть, потому что, как гром среди ясного неба, грянула война. «Вот институт, такой же, как вчера, вот сад, булочная, вот вчерашняя мирная газета, но чувствуется, что это все прошло, теперь другая жизнь, мира нет, есть война. Мы не слышим грохота орудий, взрывов бомб, но каждый представляет, что мира нет, что есть война, и от этого люди стали серьезнее, напряженнее взгляды, порывистее движения...», – напишет позднее в своих воспоминаниях Борис Зылев.

22 июня 1941 года в МИИТе был день открытых дверей. Пришло много абитуриентов, чтобы выбрать себе специальность, но все обернулось иначе...

Борис Зылев долго не раздумывал. В начале июля он добровольно вступил в народное ополчение и был назначен командиром саперного взвода 6-й дивизии Народного ополчения Дзержинского района Москвы. Саперный взвод состоял из одиннадцати преподавателей МИИТа и двадцати пяти рабочих из Орехово-Зуева. В его составе были профессор И.В. Урбан и несколько доцентов: А.Ф. Смирнов (будущий член-корреспондент АН СССР), А.В. Дарков (будущий профессор по строительной механике, заведующий кафедрой ВПЗИ), В.П. Гудков, А.В. Осокин и другие.

Учения проходили во дворе университета. Овладевали навыками ведения боя. Вскоре ополченцев перебросили в район города Ельня Смоленской области. Летом и осенью 1941 года дивизия участвовала в боях с фашистами на дальних подступах к Москве. Это были очень тяжелые сражения. Самые ожесточенные бои дивизия вела в октябре 1941 года. В составе 24-й армии Резервного фронта большая часть личного состава дивизии попала в окружение под Вязьмой. Окруженные войска больше недели не давали превосходившей по численности немецкой армии продвигаться к Москве.

В ночь на 11 октября Борис Зылев в составе группы войск численностью около 10 тысяч человек участвовал в прорыве окружения. В начале 1942 года он был направлен в распоряжение командования железнодорожных войск и 12 мая 1942 года назначен на должность инженера-мостовика штаба 25-го отдельного мостового железнодорожного батальона, находившегося в станице Джигинка Краснодарского края.

Служба в железнодорожных войсках явилась для Бориса прекрасной возможностью применить теоретические знания, полученные в МИИТе.

Сын Бориса Владимировича, Зылев Владимир Борисович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой строительной механики Института пути, строительства и сооружений МИИТа, рассказывает, что в период войны его отец разрабатывал проекты многих мостов и осуществлял техническое руководство их восстановлением и строительством. Нередко ему приходилось самостоятельно принимать ответственные решения. «Отец был необыкновенным человеком, – вспоминал Владимир Зылев. - По характеру энергичным, сильным и спокойным. Он никогда не опускал руки. Это ему очень помогало в работе».

В составе З6-й отдельной железнодорожной бригады Борис Зылев восстанавливал железнодорожные мосты на Крымском, Северо-Кавказском, Сталинградском и 2-м Украинском фронтах. Он спроектировал восстановление 50 железнодорожных мостов и как инженер осуществлял техническое руководство работами. Фронтовик участвовал в восстановлении и постройке таких крупнейших сооружений, как мост через Волгу у Астрахани, мосты через Днепр у Кременчуга и у Черкасс, мост через Южный Буг.

Восстановление мостов проходило в кратчайшие сроки, что было необходимо для обеспечения снабжения наступавшей армии. Проект временного моста длиной несколько сотен метров выполнялся Борисом Зылевым очень быстро, иногда менее чем за сутки, непосредственно на месте строительства. Свободное владение методами расчета, которое обеспечивало образование, полученное в МИИТе, играло здесь огромную роль. «Один день восстановительных работ – тысяча жизней на передовой» – такой плакат висел на строительстве моста через Южный Буг. Немецкие военные строители, безусловно, уступали нашим железнодорожным войскам в темпах восстановления. Зато искусству разрушать у них можно было поучиться. Как правило, мосты были разрушены полностью, как пролетные строения, так и опоры. Причем разрушались все мосты: большие, средние и малые.

И именно выпускники МИИТа сыграли огромную роль в восстановлении искусственных сооружений и других железнодорожных объектов на направлениях наступления советских войск. Назовем фамилии некоторых из тех, с кем Борису Владимировичу Зылеву довелось работать в годы войны. К.С. Силин, впоследствии Герой Социалистического Труда, и Н.М. Колоколов спроектировали мост через Волгу у Астрахани с уникальными свайно-ряжевыми опорами, полная высота которых достигала 30 с лишним метров. И.И. Цурюпа за руководство строительством высоководного моста через Днепр у Киева получил звание Героя Социалистического Труда. Александр Тибилов руководил строительством железной дороги станица Крымская - Тамань. Нельзя не отметить большое влияние на военную подготовку выпускников МИИТа заведующего военной кафедрой вуза генерал-майора С.Н. Савченко. Свой практический военный опыт он умело сочетал со специальной подготовкой, которую выпускники МИИТа получали на кафедрах института.

Не забыты имена и многих других героев-миитовцев: Бориса Бобрикова, Владимира Чепига, Николая Зензинова, Анатолия Капчинского, Пантелеймона Пономаренко, Петра Попова. И, конечно, нельзя не упомянуть и о женщинах-фронтовиках. Например, о Татьяне Яковлевой, после войны написавшей более 150 научных трудов и 5 учебников для вузов.

20 миитовцев участвовали в обороне Сталинграда, 10 – в обороне Севастополя, 8 сражались за Одессу, а некоторые брали Берлин. Многие миитовцы в грозном 1941 году участвовали в обороне столицы и были награждены медалями «За оборону Москвы». Навсегда в памяти народной останутся имена тех, кто воевал на фронтах и трудился в тылу. В те роковые сороковые годы вся страна работала на Победу. Студенты группами уходили на фронт. Возвращались, увы, не все. Об их подвиге помнит нынешнее поколение миитовцев. Немалую роль в этом сыграли экспонаты Учебно-методического музейного центра истории МИИТа.

Артем ОЗУН

Источник: «День Победы», приложение к информационно-аналитической газете «Транспорт России»