
Студентам Российского университета транспорта напоминают о необходимости соблюдать правила пользования мобильными телефонами и пластиковыми картами, чтобы не попасться на уловки мошенников.
ТЕЛЕФОННОЕ МОШЕННИЧЕСТВО
Основные схемы телефонного мошенничества:
1. Обман по телефону.
Вам звонят с незнакомого номера. Мошенник представляется родственником или знакомым и взволнованным голосом сообщает, что задержан сотрудниками правоохранительных органов и обвинен в совершении того или иного преступления. Далее в разговор вступает якобы сотрудник правоохранительного органа. Он сообщает, что для решения вопроса необходима определенная сумма денег, которую следует перевести на определенный расчетный счет или передать какому-либо человеку.
КАК ПОСТУПАТЬ В ТАКОЙ СИТУАЦИИ:
Первое и самое главное правило — прервать разговор и перезвонить тому, о ком идет речь. Следует понимать: если незнакомый человек звонит Вам и требует привезти на некий адрес денежную сумму – это мошенник. Если вы разговариваете якобы с представителем правоохранительных органов, спросите, из какого он правоохранительного органа (другого ведомства). Само требование взятки должностным лицом является преступлением.
2. SMS-просьба о помощи.
Абонент получает на мобильный телефон сообщение: «У меня проблемы, кинь 900 рублей на этот номер. Мне не звони, перезвоню сам». Нередко добавляется обращение «мама», «друг» или другие.
КАК ПОСТУПАТЬ В ТАКОЙ СИТУАЦИИ:
На SMS с незнакомых номеров реагировать нельзя, это могут быть мошенники.
3. Телефонный номер-грабитель.
Вам приходит SMS с просьбой перезвонить на указанный номер мобильного телефона. После того как Вы перезваниваете оказывается, что с Вашего счета списаны крупные суммы.
КАК ПОСТУПАТЬ В ТАКОЙ СИТУАЦИИ:
Единственный способ обезопасить себя от телефонных мошенников - не звонить по незнакомым номерам.
4.Телефонные вирусы.
На телефон абонента приходит сообщение следующего вида: «Вам пришло MMS-сообщение. Для получения пройдите по ссылке...». При переходе по указанному адресу на телефон скачивается вирус и происходит списание денежных средств с вашего счета.
КАК ПОСТУПАТЬ В ТАКОЙ СИТУАЦИИ:
Не следует звонить по номеру, с которого отправлен SMS – вполне возможно, что в этом случае с Вашего телефона будет автоматически снята крупная сумма.
5. Выигрыш в лотерее, выигрыш автомобиля.
На Ваш мобильный телефон звонит якобы ведущий популярной радиостанции и поздравляет с крупным выигрышем в лотерее, организованной радиостанцией и оператором мобильной связи.
КАК ПОСТУПАТЬ В ТАКОЙ СИТУАЦИИ:
Если Вы узнали о проведении лотереи только в момент «выигрыша», и при этом ранее Вы не заполняли заявку на участие в ней и никак не подтверждали свое участие в розыгрыше, то, вероятнее всего, Вас пытаются обмануть. 6. Используются и другие варианты мошенничества.
6. Вам может поступить звонок от якобы представителя вашей сотовой компании, который предложит пополнить счет карточкой экспресс-оплаты. Но прежде, чем совершить оплату, Вы должны будете сообщить оператору личный ПИН-код, перезвонив на определенный номер.
КАК ПОСТУПАТЬ В ТАКОЙ СИТУАЦИИ:
Активировать карточки экспресс-оплаты следует исключительно через специальный короткий номер, указанный на карточке, а личный код никому никогда не сообщается.
7. Простой код от оператора связи.
Вам поступает звонок либо приходит SMS-сообщение якобы от сотрудника службы технической поддержки Вашего оператора мобильной связи.
Вам предлагается набрать под диктовку код или сообщение SMS, которое подключит новую услугу, улучшит качество связи и т.п.
Как только вы его наберёте, Ваш счет будет опустошён. Никакая услуга не будет подключена.
КАК ПОСТУПАТЬ В ТАКОЙ СИТУАЦИИ:
Любая упрощённая процедура изменения тарифных планов выглядит подозрительно. Не ленитесь перезванивать своему мобильному оператору для уточнения условий.
8. Штрафные санкции и угроза отключения номера.
Злоумышленник представляется сотрудником службы технической поддержки оператора мобильной связи и сообщает, что произошло нарушение условий договора.
Чтобы предотвратить отключение номера, Вам предлагается:
купить карты экспресс-оплаты и сообщить их коды;
перевести на свой номер сумму штрафа и набрать код;
перевести средства на указанный номер.
В результате он получает возможность присвоить себе Ваши средства – с карт экспресс-оплаты либо напрямую со счёта телефона.
КАК ПОСТУПАТЬ В ТАКОЙ СИТУАЦИИ:
Рекомендует перезванивать своему мобильному оператору для уточнения условий.
9. Ошибочный перевод средств.
Вам приходит SMS-сообщение о поступлении средств на счет, переведенных с помощью услуги «Мобильный перевод» либо с терминала оплат услуг. Сразу после этого поступает звонок, и Вам сообщают, что на Ваш счет ошибочно переведены деньги и просят вернуть их обратно тем же «Мобильным переводом» либо перевести на «правильный» номер. Вы переводите, после чего такая же сумма списывается с Вашего счета.
КАК ПОСТУПАТЬ В ТАКОЙ СИТУАЦИИ:
Советуем Вам не поддаваться на обман.
МОШЕННИЧЕСТВА С БАНКОВСКИМИ КАРТАМИ
Вам приходит сообщение о том, что Ваша банковская карта заблокирована. Предлагается бесплатно позвонить на определенный номер для получения подробной информации.
Когда Вы звоните по указанному телефону, Вас просят сообщить номер карты и ПИН-код для ее перерегистрации.
КАК ПОСТУПАТЬ В ТАКОЙ СИТУАЦИИ:
Ни одна организация, включая банк, не вправе требовать Ваш ПИН-код! Для того, чтобы проверить поступившую информацию о блокировании карты, необходимо позвонить в клиентскую службу поддержки банка.
Рекомендует всем владельцам пластиковых карт следовать правилам безопасности:
1. ПИН-КОД – КЛЮЧ К ВАШИМ ДЕНЬГАМ
Никогда и никому не сообщайте ПИН-код Вашей карты.
Лучше всего его запомнить.
Нельзя хранить ПИН-код рядом с картой и тем более записывать ПИН-код на неё – в этом случае Вы даже не успеете обезопасить свой счет, заблокировав карту после кражи или утери.
2. ВАША КАРТА – ТОЛЬКО ВАША
Не позволяйте никому использовать Вашу пластиковую карту – это все равно что отдать свой кошелек, не пересчитывая сумму в нем.
3. НИ У КОГО НЕТ ПРАВА ТРЕБОВАТЬ ВАШ ПИН-КОД
Если Вам позвонили из какой-либо организации, или Вы получили письмо по электронной почте (в том числе из банка) с просьбой сообщить реквизиты карты и ПИН-код под различными предлогами, не спешите ее выполнять. Позвоните в указанную организацию и сообщите о данном факте. Не переходите по указанным в письме ссылкам, поскольку они могут вести на сайты-двойники. Помните: хранение реквизитов и ПИН-кода в тайне – это Ваша ответственность и обязанность.
4. НЕМЕДЛЕННО БЛОКИРУЙТЕ КАРТУ ПРИ ЕЕ УТЕРЕ
Если Вы утратили карту, срочно свяжитесь с банком, выдавшим ее, сообщите о случившемся и следуйте инструкциям сотрудника банка. Для этого держите телефон банка в записной книжке или в списке контактов Вашего мобильного телефона.
5. ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ЗАЩИЩЕННЫМИ БАНКОМАТАМИ
При проведении операций с картой пользуйтесь только теми банкоматами, которые расположены в безопасных местах и оборудованы системой видеонаблюдения и охраной: в государственных учреждениях, банках, крупных торговых центрах и т.д.
Граждане, пользующиеся банкоматами без видеонаблюдения, могут подвергнуться нападениям злоумышленников.
6. ОПАСАЙТЕСЬ ПОСТОРОННИХ
Совершая операции с пластиковой картой, следите, чтобы рядом не было посторонних людей.
Если это невозможно, снимите деньги с карты позже либо воспользуйтесь другим банкоматом.
Набирая ПИН-код, прикрывайте клавиатуру рукой.
Реквизиты и любая прочая информация о том, сколько средств Вы сняли и какие цифры вводили в банкомат, могут быть использованы мошенниками.
7. БАНКОМАТ ДОЛЖЕН БЫТЬ «ЧИСТЫМ»
Обращайте внимание на картоприемник и клавиатуру банкомата. Если они оборудованы какими-либо дополнительными устройствами, то от использования данного банкомата лучше воздержаться и сообщить о своих подозрениях по указанному на нем телефону.
8. БАНКОМАТ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОЛНОСТЬЮ ИСПРАВНЫМ
В случае некорректной работы банкомата – если он долгое время находится в режиме ожидания или самопроизвольно перезагружается – откажитесь от его использования. Велика вероятность того, что он перепрограммирован злоумышленниками.
9. СОВЕТУЙТЕСЬ ТОЛЬКО С БАНКОМ
Никогда не прибегайте к помощи либо советам третьих лиц при проведении операций с банковской картой в банкоматах. Свяжитесь с Вашим банком – он обязан предоставить консультационные услуги по работе с картой.
10. НЕ ДОВЕРЯЙТЕ КАРТУ ОФИЦИАНТАМ И ПРОДАВЦАМ
В торговых точках, ресторанах и кафе все действия с Вашей пластиковой картой должны происходить в Вашем присутствии. В противном случае мошенники могут получить реквизиты Вашей карты при помощи специальных устройств и использовать их в дальнейшем для изготовления подделки.
Будьте бдительны!