Грузопассажирские коридоры в торгово-транспортных системах играют центральную роль в содействии глобальным торговым потокам. Многие международные транспортные коридоры (МТК) пересекают несколько стран, и поэтому имеют транснациональное значение. Эффективное управление этими МТК имеет решающее значение в устойчивом развитии международной торговли и в бесперебойном функционировании межгосударственных транспортных коммуникаций.
В ходе заседания Совета глав правительств СНГ 6 ноября 2020 года руководителем делегации Туркменистана были высказаны предложения «создать устойчивые транспортно-транзитные коридоры по линиям Север - Юг и Восток - Запад, претворять в жизнь достигнутые ранее в рамках СНГ договоренности по транспортной проблематике, поддержать инициативу туркменской стороны по формированию транспортно-логистических хабов в регионе Центральной Азии и Каспийского бассейна.
Республика Туркменистан и Российская Федерация относятся к странам Каспийского региона, который представляет для обеих стран зону геополитических, геоэкономических, геологистических и геоэкономических интересов, которые необходимо защищать всем арсеналом национальной, экономической, экологической и транспортной, военной и других видов безопасности.
Существует масса схем МТК различных организаций (ЕС, ОСЖД, ЭСКАТО, ЦАРЭС и других). И это, несмотря на различную ширину колеи, различные виды тяги, различные правовые и другие условия. Помимо этого, данные схемы не включают пограничные переходы, доступ к основным морским портам и внутренним портам, аэропортам, железнодорожным / автомобильным терминалам и компонентам инфраструктуры. Хотя даже на картах путей сообщения XIX и начала XX веков все перечисленные элементы путей сообщения показывались обязательно.
На евразийской территории существуют пять основных интеграционных проекта: Европейский союз (ЕС), Союз независимых государств (СНГ), Центрально-азиатское региональное экономическое сотрудничество (ЦАРЭС), Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и инициатива «Один пояс, одна дорога» (OBOR) Китая.
ЕС является крупнейшим экономическим блоком; ЕАЭС занимает наибольшую площадь; OBOR охватывает самое большое население. Географически данные пять проектов перекрываются.
При этом есть возможность для ЕС, СНГ, ЕАЭКС, ЦАРЭС и Китая работать вместе, чтобы избежать конфликтов и искать синергетический эффект между их экономическими задачами в рамках парадигм цифровой экономики. ЕАЭС и Китай согласились продолжить конвергенцию между OBOR и EАЭС, а ЕС и Китай являются основными экономическими партнёрами и ищут возможности для совместной работы в странах, участвующих в ОBОR.
В сложившихся условиях поиск новых альтернативных сухопутных и водных, а также комбинированных сухопутно-водных маршрутов между странами Европы и Азии является актуальным.
Российский университет транспорта, как базовая организация СНГ, готов выполнить научно-исследовательские работы по следующим темам:
- качество транспортного обслуживания грузовладельцев, функционирования хозяйств железнодорожного и других видов транспорта, функционирования цепей и систем доставки грузов и пассажиров;
- нормирование численности персонала в зависимости от объема выполняемых работ в хозяйствах различных видов транспорта;
- разработка подходов, основанных на логистических принципах, способствующих повышению эффективности функционирования транспортной системы России, стран Ближнего и Дальнего зарубежья;
- ситуационно-логистическое управление перевозочным процессом на полигоне железной дороги;
- ситуационно-логистическое управление функционированием хозяйств железнодорожного и других видов транспорта;
- ситуационно-процессное управление работой сортировочных, грузовых и других железнодорожных станций и транспортных узлов;
- исследование влияния тарифной, таможенной и налоговой политики, информационного и правового обеспечения на географию внешнеторговых грузопотоков и конкурентоспособность транспортных систем различных государств СНГ;
- исследование функционирования предприятий транспортного комплекса с учетом взаимодействия в различных аспектах, областях, сфермах, формах и т.д. всех видов транспорта, взаимодействия с регионами, взаимодействия субъектов транспортного рынка с учетом внутритранспортного и внетранспортного эффектов;
- исследование геополитического, этнографического и демографического значения транспортной системы России и стран СНГ в увязке с историческим расселением народов, формированием мировой сети путей сообщения;
- разработка мер по совершенствованию взаимодействия материальных, информационных, финансовых, энергетических и других типов потоков;
- управление работой вагонных парков различных собственников;
- финансовое обеспечение и экономическая эффективность инвестиционных проектов;
- маркетинговые исследования и повышение эффективности дальних, пригородных, пригородно-городских и городских пассажирских перевозок различными видами транспорта;
- методология расчета статистических показателей высокоскоростного движения;
- экономическая оценка организации и технологии контейнерно-контрейлерных перевозок;
- применение теории катастроф для моделирования комплексной системы безопасности перевозок грузов и пассажиров;
- интеллектуально-логистическое управление станционными, перевозочным и другими производственными процессами в хозяйствах железнодорожного и других видов транспорта и их цифровое моделирование;
- повышение пропускных и провозных способностей элементов транспортной инфраструктуры и звеньев цепей доставки, исследование их влияния на функционирование транспортной системы.