«Комсомолка» вместе с учеными и экспертами попробовала заглянуть в будущее

НЕ ТОЛЬКО АСФАЛЬТ И БЕТОН

Вот как перейдем на удаленку, как уедем из опостылевших «человейников» да заживем на своей земле с московскими зарплатами и провинциальными ценами! А еще понастроим новых мегаполисов в Сибири да на Дальнем Востоке, будем добывать полезные ископаемые и выпускать из них суперсовременную продукцию на зависть всему миру! И конечно, перенесем столицу из зажравшейся Москвы в Россию - например, в Новосибирск или Красноярск - и появится у страны новый импульс для развития!

Подобных планов и прогнозов в последнее время мы слышим немало. Одно из самых свежих предложений - идея Сергея Шойгу построить пять новых городов в Сибири на местах крупных месторождений.

Интересно, каким из этих планов суждено сбыться? Мы решили попробовать заглянуть в будущее и спрогнозировать: как будет выглядеть карта России через 50 лет.

- Сергей Шойгу - человек военный, старой закалки. Люди его культуры воспринимают развитие страны как строительство новых городов, больших заводов. Он выдвигает хорошую, красивую идею. Но если бы речь шла о военных городках, которые можно просто взять и заселить в приказном порядке, то проблем бы не возникло. Однако «настоящий» город - это не просто бетон, асфальт и набор предприятий. Город - это социальная среда, это условия для отдыха, обучения и т. д., которые не создашь «по приказу», - говорит Алексей Фирсов, основатель центра социального проектирования «Платформа».

Но это не значит, что за полвека в России не появятся новые города. Появятся, и еще как!

ВНАЧАЛЕ БЫЛИ ЛЮДИ

- Города возникают там, где есть люди, а не наоборот, - говорит Александр Поляков, профессор Российского университета транспорта, вице-президент Международного союза общественного транспорта. - Так всегда было в истории - поселения возникали и развивались на месте пересечения религиозных маршрутов, вдоль торговых путей.

Именно на современных торговых и транспортных путях, по мнению экспертов, и станут возникать новые российские города.

- Если мы будет развивать сотрудничество с Китаем, Кореей, Японией и другими азиатскими странами, то в Сибири и на Дальнем Востоке могут появиться новые города (в первую очередь портовые), ориентированные на международный бизнес. Такие города могут возникнуть на Сахалине, в Приморье, а также около сухопутной границы с Китаем. Но фактически они будут примыкать к существующим городам, создавая агломерации, - говорит Алексей Фирсов.

Города могут «зародиться» и вдоль новых ключевых дорог – опять же, как это было всегда в истории России и мира.

- В Западной Сибири, например, планируется мегапроект: строительство Северного Широтного хода (700-километровая железная дорога в Тюменской области, - Ред.). Если он будет построен, то вдоль него вполне могут возникнуть новые небольшие города и получат дополнительный импульс для развития уже существующие, - говорит Владимир Климанов, доктор экономических наук, директор Центра региональной политики РАНХиГС.

Еще одна важная дорога, которая обязательно появится в ближайшие десятилетия - высокоскоростная железнодорожная магистраль из Москвы в Санкт-Петербург.

- Расстояние между Москвой и Петербургом будет преодолеваться за 2-2,5 часа. А это уже другая реальность, - говорит Алексей Фирсов. - Появление пространственной «гантели» с двумя мощными «шарами» приведет к тому, что две столицы во многом станут существовать как единый супермегаполис.

Еще один «источник» появления новых городов в России – нынешние небольшие поселки, которые в ближайшие десятилетия могут вырасти за счет развития туризма. Во многих уникальных уголках страны, куда с удовольствием поехали бы российские и иностранные путешественники, туристическая инфраструктура находится даже не в зачаточном, а в противозачаточном состоянии. И уж хотя бы за 50 лет эта ситуация точно будет исправлена.

- В плане рекреации у Дальнего Востока, Камчатки огромный потенциал. Там могут появиться курортные центры, которые в перспективе могут превратиться в небольшие города, ориентированные на туризм, - говорит Алексей Фирсов.

Подобные «превращения» могут случиться и в самых южных регионах страны.

- Если население Северного Кавказа продолжит расти, то через несколько десятилетий многие поселки в южных республиках могут вырасти до размера городов, - полагает Владимир Климанов.

<…>

БОЛЬШИЕ ГОРОДА, КРУТЫЕ ПОЕЗДА

Но вернемся к дорогам. Извечная российская беда, если подойти к вопросу грамотно, может стать нашим преимуществом.

- В ближайшие десятилетия в России будут строиться новые скоростные трассы, железнодорожные пути. Они укрепят и ускорят связи между городами, - прогнозирует Алексей Фирсов. - И те города, которые сегодня воспринимаются как раздельные, станут по сути единым пространством.

Название для этого пространства предложили вице-президент Международного союза общественного транспорта Александр Поляков и доцент кафедры философии и методологии науки филфака МГУ Тарас Вархотов. В своей книге «Terra Urbana: города, которые мы п…м» они назвали такое объединение городов синурбией - транспортной системой будущего. Синурбия - это транспортный треугольник или треугольная агломерация: три города, объединенные скоростной железной дорогой, которая позволит добираться из одного города в другой максимум за час-полтора.

- И тогда можно будет жить в одном городе, работать во втором, а по вечерам тренироваться в любительской футбольной команде в третьем, - поясняет Тарас Вархотов.

На карте России авторы книги насчитали сотни городов (включая населенные пункты внутри агломераций), которые можно объединить в такие треугольники. Например, Воронеж - Липецк - Тамбов, Тула - Калуга - Рязань, Барнаул - Бийск – Новокузнецк, Тюмень - Шадринск - Курган. Причем зачастую для создания таких «треугольников» будет достаточно реконструкции уже существующего железнодорожного сообщения.

Но и без строительства новых высокоскоростных магистралей нам все-таки не обойтись.

- В этом плане мы сильно отстаем от Европы и нам просто придется заняться развитием высокоскоростного транспортного сообщения, - говорит Алексей Фирсов. - Строительство скоростных магистралей, железнодорожных путей, развитие недорогого местного авиасообщения - все это будет серьезно влиять на карту России в ближайшие 50 лет.

Источник: ГАЗЕТА «КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»