Сергей Вакуленко, директор Института управления и цифровых технологий РУТ (МИИТ)
Участники рынка железнодорожных перевозок регулярно отмечают необходимость в новых видах транспортных услуг или продуктов, которые помогут железнодорожному транспорту укрепить свои позиции в нише перевозок высокомаржинальных грузов. Для этого сейчас по заказу Центра фирменного транспортного обслуживания разрабатывается Концепция развития ускоренных перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Институт управления и цифровых технологий РУТ (МИИТ) ведёт работу по формированию технического задания на разработку Концепции технико-технологических решений при перевозке грузов в контейнерах и интермодальной транспортной таре и их сортировке в пути следования. Формирование техзадания осуществляется совместно с Центральной дирекцией по управлению терминально-складским комплексом, а также Центральной дирекцией управления движением при участии Института экономики и развития транспорта.
Фактически новая технология заимствована из существующей практики
организации пассажирских перевозок в дальнем сообщении, когда груз
транспортируется без предварительных и согласованных заявок. При этом
научное сообщество и специалисты ОАО «РЖД» прогнозируют, что при
постепенном переходе части существующего грузопотока с повагонных
отправок на новый сервис, в том числе по мере увеличения объёмов
перевозки грузов в контейнерах и другой интермодальной таре (съёмные
кузова), будет происходить уменьшение загрузки сортировочных станций. То
есть доля вагонов, пропускаемых через сортировочные горки станций,
может быть значительно снижена. К примеру, по итогам перевозок первого
полугодия 2021 года на железной дороге ключевыми типами грузов для
контейнерных перевозок являются следующие группы: древесина, целлюлоза и
бумага, машины, оборудование и транспорт и продукция химической
промышленности. На эти три товарные группы приходится 64% от всех
перевозок гружёных контейнеров по сети РЖД.
Именно поэтому к грузам, которые в перспективе могут перейти на
новую технологию, можно отнести практически все категории, кроме грузов
первого тарифного класса, для которых критической является стоимость
перевозки (каменный уголь, руда).
Сейчас работающие, строящиеся и проектируемые контейнерные
терминалы на сети, как правило, не предназначены для массовой сортировки
контейнеропотоков. Существующие терминалы специализируются на
формировании прямых контейнерных маршрутов в адрес других терминалов,
портов или предприятий-потребителей.
В то же время в условиях нарастающих объёмов перевозок грузов в
контейнерах и интермодальной таре появляется возможность реализации
другой технологии сортировки грузов, перевозимых железнодорожным
транспортом, то есть переход от сортировки грузов в вагонах, на
фитинговых платформах к сортировке груза в контейнерах и другой таре.
В этих условиях должны формироваться специализированные контейнерные
безгорочные сортировочные (распределительные) станции или
специализированные парки на грузовых, участковых и сортировочных
станциях.
Под сортировочной (распределительной) станцией или
специализированным парком понимается крупный контейнерный терминал или
парк сквозного типа с поточной обработкой контейнерных поездов с высокой
пропускной способностью, обеспечивающий быструю и эффективную их
обработку без расформирования, но с выполнением перегрузочных (обменных)
операций с контейнерами прибывших поездов.
Таким образом, сортировка значительной части контейнеров на
фитинговых платформах заменится на более простую и безопасную технологию
сортировки только контейнеров с использованием строповых
погрузо-выгрузочных механизмов (козловых, мостовых кранов, ричстакеров),
в том числе управляемых дистанционно без использования ручного труда и
даже в автоматическом режиме без участия человека. При этом повысятся
ресурс долговечности вагонов, сохранность грузов, в меньшей степени
будут задействованы сотрудники опасной профессии – горочные составители.
Потребность в маневровых локомотивах, осуществляющих надвиг, роспуск,
установку вагонов барьерных групп, осаживание вагонов на путях
сортировочного парка, окончание формирования и перестановку составов из
парка в парк, значительно сократится. За счёт применения новой
технологии, при которой поезда с переработкой контейнеров будут
обрабатываться в одном парке, а не в трёх, потребность в станционных
путях сократится, однако этот вопрос требует дополнительного
исследования.
Основными эффектами от внедрения концепции и технологии работы
сортировочных распределительных контейнерных станций в целом могут
стать: сокращение непроизводительного простоя подвижного состава,
повышение надёжности доставки грузов, увеличение объёмов погрузки, а
также снижение количества задержанных в продвижении грузовых поездов и
ускорение оборота подвижного состава.