В России появится сеть пассажирских перевозок по внутренним водным путям. Такое поручение дал президент Владимир Путин правительству. Окончательно создать такую сеть маршрутов должны до 2035 года, но проработать основные вопросы ответственным министерствам предстоит к декабрю 2023-го. Между тем пассажирский транспорт уже возвращается на водные пути в городах и регионах страны: в Москве появились электросуда, на воду снова вышли «Метеоры», которые связывают разные города Поволжья.Какой потенциал у речного пассажирского транспорта — в материале «Известий».

В чем суть поручения

Поручение опубликовано на сайте Кремля. «Правительству Российской Федерации при участии высших должностных лиц заинтересованных субъектов РФ разработать маршрутную сеть пассажирских перевозок по внутренним водным путям Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации на период до 2035 года, определив основные пункты для посадки (высадки) пассажиров, ежегодные объемы таких перевозок, необходимое количество и типы судов», — говорится в тексте поручения.

Срок исполнения поручения — до 1 декабря 2023 года. Средства на развитие водных маршрутов пойдут в том числе из Фонда национального благосостояния — за его счет профинансируют программы льготного лизинга гражданских водных судов.

Единая глубоководная система европейской части России, по которой проложат маршруты, — это система внутренних водных путей общей протяженностью 6,5 тыс. км. Она соединяет Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское моря, Онежское и Ладожское озера, реки Волгу, Москву, Каму, Дон.

Поручения даны после совещания по вопросам развития речного судоходства, которое провел в июне президент Владимир Путин в Москве после запуска регулярных рейсов речного транспорта в столице. Напомним, с 20 июня в Москве курсируют по реке электрические суда отечественного производства — не прогулочные, а именно в качестве общественного транспорта. Открыт пока один маршрут «Киевский» – «Сердце столицы» (ЖК в Шелепихе). Стоимость такого транспорта — 150 рублей, по выходным — 300 рублей.

Президент на совещании подчеркнул, что это сложные и дорогостоящие проекты, реализация потребует государственно-частного партнерства и обновления речного флота. Уже есть перспективный план строительства около 1 тыс. гражданских судов до 2035 года, но программу Владимир Путин предложил расширить — и по количеству судов, и по объему финансирования.

Каким был речной транспорт раньше?

В Москве пика популярности речные суда достигли в предвоенные 1937–1941 годы, когда за сезон перевозилось до 5 млн человек. Они соединяли, в частности, Дорогомиловский мост с Заводом имени Лихачева (тогда — завод АМО). Регулярные речные маршруты в Москве перестали работать в 1991 году, но в 2018 году этим вопросом снова занялись.

По крупным рекам между городами в Советском Союзе курсировали суда на подводных крыльях «Ракета», потом — «Метеоры». Эти речные теплоходы работали на Неве, Волге, Днепре, на реках в Сибири. Скорость до 66 км/ч позволяла довольно быстро доставлять пассажиров между городами. В 1990-е многие суда продали за рубеж, остальные списали в утиль. В итоге в современной России они стали экскурсионной экзотикой: например, остались популярны «Метеоры» в Санкт-Петербурге, на которых можно добраться до Кронштадта и Петергофа.

В крупных городах в основном маршруты смежных видов транспорта дублируются, почти нет маршрутов, связывающих по реке отдаленные районы, особенно с активным строительством нового жилья, испытывающим дефицит сухопутного транспорта, — также указывает проректор РУТ (МИИТ) Сергей Соколов. — Эффективность нужно достигать грамотным разведением транспортных потоков.

Источник: Известия