Строительство в России ВСМ и планы расширения полигона скоростного движения делают задачу подготовки кадров необходимой квалификации чрезвычайно актуальной. О том, готова ли к этому российская система подготовки кадров для железных дорог, рассказал директор Передовой инженерной школы «Академия ВСМ» РУТ Олег Покусаев.
— Олег Николаевич, расскажите, пожалуйста, об образовательной модели Академии ВСМ, планируется ли в будущем набор студентов с первого курса?
— Академия ВСМ ведет подготовку студентов по программе специалитета. Поступить в академию могут студенты, окончившие третий курс в любом другом университете по тем же направлениям подготовки: 23.05.03 «Подвижной состав железных дорог», 23.05.05 «Системы обеспечения движения поездов», 23.05.06 «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей». В академию они поступают на четвертый курс, сдав внутренний вступительный экзамен, и учатся два года. Такая модель была принята в связи с острой необходимостью в подготовке кадров для строительства ВСМ Москва — Санкт—Петербург. Инженеры, конструкторы, связисты нужны отрасли уже сейчас, а не через 5 лет. К тому же у нас есть профильные специальности, которые являются базовыми для подготовки новых инженеров. За два года в академии студенты получают профильную специализацию в области ВСМ, мы их «доучиваем» по новым образовательным программам. Таким образом, на классическое, качественное, инженерное образование мы надстраиваем обучение новейшим технологиям и системам, практической и научно—изыскательской деятельности. Это требования наших индустриальных партнеров, компаний, которые вовлечены в строительство ВСМ Москва — Санкт—Петербург, — выйти на опережающую подготовку инженеров. Мы также понимаем, что создавать еще одно базовое образование нет смысла, уровень подготовки в университете по «классическим» специальностям достаточно хороший, поэтому эффективнее наложить на эту базу подготовку по ВСМ. Возможно, в будущем мы будем набирать студентов с первого курса, но это зависит от спроса отрасли и от того, как будет развиваться образовательная модель в целом.
— Почему понадобилось создавать Академию ВСМ? Не проще ли ввести новые образовательные программы в рамках уже существующих факультетов или в привычную программу подготовки кадров добавить модули, характерные для ВСМ?
— Академия создавалась в рамках федерального проекта «Передовые инженерные школы» Минобрнауки России, а это предполагает создание новой структуры в составе университета со своей экосистемой подготовки кадров от практико—ориентированного обучения и новейших технологий до интеграции с компаниями—партнерами, заводами, привлечения сильных специалистов. Организовать такой подход к обучению в рамках какого—то одного модуля при массовой подготовке студентов довольно сложно. Тогда мы потеряем саму ценность новых знаний и, скорее всего, пострадает качество обучения. Гораздо эффективнее сделать один Центр квалификации, который бы специализировался на ВСМ.
— Чем обусловлен выбор именно таких направлений специалитета?
— Нам нужны специалисты по тем задачам, которые являются приоритетными для проекта строительства ВСМ Москва — Санкт—Петербург. Это эксперты в области разработки инфраструктуры, разработки поездов и систем управления движением и обеспечения связи на высоких скоростях.
— Существуют ли профессиональные стандарты обучения по этим новым программам?
— Профессиональные стандарты существуют по профильным специальностям подготовки кадров. Если говорить о профессиональных стандартах в области ВСМ, то таких пока не существует. Но дело в том, что и ВСМ пока нет, и не понятны до конца методы ни эксплуатации, ни обслуживания, ни мониторинга, но тем не менее это та же железная дорога и нам достаточно пока тех стандартов, которые регламентируют подготовку кадров по базовым специальностям. На этой основе мы можем совместно с партнерами, инженерами и теми, кто реализует проект ВСМ, разрабатывать новые программы.
— Имеется ли у преподавателей РУТа опыт проведения исследований по направлениям ВСМ?
— Безусловно. Наш университет выполнял экспертно—консультационное сопровождение в ходе реализации договора на выполнение работ по проведению инженерных изысканий, разработке проекта планировки и проекта межевания территорий и разработке проектной документации для строительства участка Москва — Казань высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань — Екатеринбург, выполнял научное обоснование увязки предпроектных проработок и концепций проекта ВСМ «Евразия» с основными техническими и технологическими решениями ВСМ Москва — Казань на 30 млн рублей совокупно. Ученые РУТа принимали непосредственное участие в проектировании ВСМ Москва — Казань, входили в консорциум России и Китая и накопили колоссальный опыт. У нас достаточно знаний, чтобы вести эту работу. Передовая инженерная школа «Академия ВСМ» создана в партнерстве с высокотехнологичными компаниями для нового типа инженерной подготовки, прорывных разработок и исследований в области высокоскоростных железнодорожных магистралей по следующим направлениям: интеллектуальные системы управления движением и обеспечения безопасности движения поездов на ВСМ; системы технического зрения, включая оптические средства и системы лидарной и радарной одометрии; цифровая связь и промышленный интернет вещей на ВСМ; информационно—коммуникационные системы взаимодействия подвижного состава и «умной инфраструктуры» на ВСМ; интеллектуальные системы управления пассажиропотоком и диспетчеризации в режиме реального времени на ВСМ; цифровые двойники и системы информационного моделирования элементов инфраструктуры ВСМ; цифровые технологии и аппаратно—программные средства высокоточного позиционирования и навигационно—информационного обеспечения подвижного состава в едином координационно—временном пространстве; цифровые технологии комплексной диагностики и мониторинга состояния подвижного состава и железнодорожной инфраструктуры на ВСМ; разработка систем управления и диагностики, безопасности и радиосвязи; тяговая система подвижного состава ВСМ; прочностные расчеты и моделирование узлов и механизмов подвижного состава ВСМ; проектирование тормозных систем подвижного состава ВСМ; надежность и функциональная безопасность подвижного состава и инфраструктуры ВСМ; разработка систем и элементов подвижного состава ВСМ; разработка системы сервисного обслуживания пассажиров ВСМ; разработка элементов инфраструктуры ВСМ.
— Какие научно—исследовательские разработки в области ВСМ будет вести академия и с какими образовательными организациями и отраслевыми сообществами будет сотрудничать, в какой форме?
— Сегодня мы сотрудничаем с очень широкой сетью компаний, которые задействованы в строительстве ВСМ. Это ВНИИЖТ, НИИАС, заводы по производству отдельных элементов инфраструктуры, ОАО «РЖД», правительство Москвы и многие другие. Конкретно академия ориентирована на проекты в области связи, по оцифровке и цифровизации инфраструктуры ВСМ — технологии цифровых двойников, проекты, связанные с разработкой подвижного состава, и вопросы интеграции ВСМ в городские агломерации. Мы ведем комплексное консультирование правительства Москвы по вопросам строительства ВСМ. Существующая научная инфраструктура, которая может быть использована для реализации программы исследований (научных проектов) по направлениям передовой инженерной школы, включает инфраструктуру действующих научно—образовательных центров: научно—образовательный центр «Управление мобильностью в транспортных системах агломераций» академии «Высшая инженерная школа»; научно—образовательный центр «Цифровые высокоскоростные транспортные системы»; кафедра высокоскоростных транспортных систем научно— образовательного центра «Геоинформационные и спутниковые технологии железнодорожного транспорта»; Центр компьютерного моделирования уникальных конструкций, сооружений и комплексов Института пути, строительства и сооружений; научно—образовательный центр «Нейротехнологии, искусственный интеллект и предиктивная аналитика для транспорта и логистики» кафедры «Цифровые технологии управления транспортными процессами»; научно—образовательный центр «Центр развития цифровых технологий и формирования единого информационного пространства транспортной отрасли»; Научно—образовательный центр прогрессивных технологий перевозочного процесса, интеллектуальных систем организации движения и комплексной безопасности на транспорте; научно—образовательный центр «Интеллектуальные транспортные системы и технологии» Института управления и цифровых технологий; научно—образовательный центр «Цифровые технологии управления жизненным циклом транспортной инфраструктуры» Российской открытой академии транспорта; Научно—исследовательский центр экспертиз на транспорте.
— Что будет с академией и ее выпускниками, если проекты ВСМ закроют? В каких еще областях смогут себя реализовать подготовленные в академии ВСМ специалисты?
— Люди, прошедшие подготовку в Академии ВСМ, — это специалисты высокого класса, которые найдут себе применение в любой сфере железнодорожного транспорта. Это квалификация экстра—класса, которая позволяет работать везде. Кроме того, сейчас у нас идет набор на программу магистратуры «Управление инфраструктурой высокоскоростных магистралей». Она ориентирована на специалистов, готовых принять участие в реализации проектов ВСМ в Российской Федерации, на профессионалов, желающих углубить свои знания в области высокоскоростного железнодорожного транспорта, на руководителей, развивающих компетенции в сфере координации инфраструктурных железнодорожных проектов. Мы будем учить управлять процессами на всех этапах жизненного цикла государственных инфраструктурных железнодорожных проектов, оценивать риски в ходе реализации проекта ВСМ и предлагать мероприятия для уменьшения их воздействия, анализировать технологические и конструктивные решения и их влияние на финансовую модель проекта ВСМ. Так что мы ждем не только студентов, но и уже действующих специалистов, которые хотят связать свою карьеру с ВСМ Москва — Санкт—Петербург.