Основные сведения
О подразделении

Музей истории РУТ (МИИТ) - символ культуры университета, представляющий Россию в зеркале истории транспортного образования.



Музей истории Российского университета транспорта (РУТ (МИИТ)) – неотъемлемая часть культурно-исторического наследия истории университета. Основанный в 1896 году, музей является одним из старейших музеев г. Москвы, осуществляя научную, фондовую, реставрационную, экспозиционную, образовательную деятельность.

Музей расположен в двух корпусах университета, включая шесть музейных залов и пять музеефицированных помещений, в том числе три мемориальные лаборатории, созданные более 100 лет назад. Фонды насчитывают более 15 000 предметов, 5 000 из которых выставлены в составе постоянных экспозиций для осмотра посетителями. Все объекты культурного наследия, объединенные в музейный комплекс, неразрывно связаны с богатой историей университета и историей России.

Музей является хранителем очень разнообразной по своему составу коллекции: мебель, архитектурная графика, чертежи, книги и альбомы, фотоматериалы, документы, награды, оборудование, модели и макеты. Значительное место в коллекции Музея занимают реликвии дореволюционного периода и Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

Более 30 движимых памятников истории и культуры, находящихся в пользовании Музея истории РУТ (МИИТ), охраняются Департаментом культуры г. Москвы. Четыре предмета, внесенных в инвентарь Музея, являются памятниками науки и техники России I категории и охраняются государством.


Прочитать об истории музея...

История Музея университета берёт свое начало с первого дня существования учебного заведения (первое название – Императорское московское инженерное училище ведомства путей сообщения (ИМИУ)). С 1896 г. Музей был включен в число первых, так называемых учебно-вспомогательных подразделений. К 1914 г. на него, вместе с кабинетом учебных пособий, было затрачено 323 000 рублей. В музее училища было накоплено значительное количество экспонатов, ориентированных прежде всего на специальность инженера-строителя. В нем были собраны конструкции машин, механизмы и устройства, предназначенные для различных путей сообщения, включая водный, а позднее и воздушный транспорт. Перед Великой Отечественной войной на военной кафедре был размещен образец самолета, на котором студенты проходили обучение лётному делу.

Коллекция Музея пополнялась путем приобретения или передачи экспонатов частными лицами и учреждениями. Так, имеются архивные сведения о том, что в 1903 г. на заседании Совета ИМИУ докладывалось о передаче лицом, пожелавшим остаться неизвестным, «модели укрепления колесных шин по германскому способу». В 1907 г. велась переписка с Южной железной дорогой о необходимости оперативной высылки окаменелого дерева, найденного на седьмом участке службы пути. Большой интерес представлял Отдел мостов с обширной коллекцией деревянных экспонатов. В их числе имелась модель моста системы ГАУ по проекту профессора И.П. Прокофьева.

В сведениях, содержащихся в трудах МИИТа за 1927 г., указывается, что из нескольких отделов Музея к 1914 г. для всеобщего обозрения и регулярных групповых занятий студентов был открыт отдел железных дорог с подотделом сигнализации, централизации и блокировки, в котором студенты ИМИУ и МИИПС любили сниматься на фоне централизованной стрелки и семафора. В период революционных событий и гражданской войны экспонаты музея «разошлись» по кафедрам, и только 1923 г. музей техники МИИТа возобновил свою работу. Помощник заведующего учебной частью А.В. Постников собрал модели, хранившиеся в различных подразделениях института и систематизировал их. Все отделы музея были открыты для регулярных групповых занятий с преподавателем.

С началом Великой Отечественной войны в 1941 г. институт, музей и его коллекция были эвакуированы в г. Новосибирск и г. Томск, МИИТ возобновил свою работу в родных стенах уже в 1942 году, а вот значительная часть музейной коллекции так не была возвращена в музей.

В 1981 г. по инициативе партийной организации МИИТа был организован Музей боевой и трудовой славы. В течение первых десяти лет музей существовал на общественных началах, а в 1995 г. был преобразован в Музей истории вуза. Экспонаты для музея собирались более 30 лет. На протяжении более чем двух десятилетий под руководством партийной организации МИИТа проводилась большая поисковая работа, велась переписка с архивами, в том числе с Центральным архивом Министерства обороны, архивами железнодорожных войск, КГБ (ФСР), московскими муниципальными архивами.

И уже к столетнему юбилею в 1996 г. в музее было представлено 7 экспозиций, отражающих краткую историю университета и кафедр за период с 1896 по 1996 гг., в том числе участие МИИТовцев в ВОВ, международные связи, физическое воспитание и спорт и т.д.

К началу ремонта в 1999 г. в Музее истории МИИТа насчитывалось около 15 000 экспонатов. Музеем регулярно организовывались групповые экскурсии студентов-первокурсников, международных делегаций, проходили встречи выпускников, приезжали родственники погибших МИИТовцев. Из экспонатов музея МИИТа, собранных до 1999 г., обращают на себя внимание коллекции знамен, которыми были награждены институт и его студенческие строительные отряды за целину, возведение железных дорог, БАМ, и коллекция орденов, а также стоящие на госучете экспонаты, например, ваза Фаберже, использовавшаяся в довоенный и послевоенный период в качестве наградного кубка за спортивные достижения.

После проведения масштабных ремонтных и реставрационных работ на территории главного корпуса МИИТ в 1999 г. на новых площадях был создан Учебно-методический музейный центр истории МИИТа (УММЦ) с гармоничным включением в него при обновленном дизайнерском оформлении всех наиболее ценных экспонатов Музея боевой и трудовой славы и отдельных наиболее интересных экспонатов по истории создания вуза. В основу функционирования УММЦ был заложен принцип интеграции учебного процесса (преподавания истории транспорта) и музейного дела. В Центр помимо Музея истории МИИТа с традиционно музейными помещениями и экспозициями, ориентированными на учебный процесс, вошли также музеефицированные помещения – действующие до настоящего дня мемориальные лаборатории им. И.А. Каблукова, Ф.Е. Максименко, Л.Д. Проскурякова двойного подчинения (соответствующей кафедре и Музею), а также сектор абонемента научной литературы (фундаментальной библиотеки). Указанные подразделения представляют собой сохраненные исторические комплексы и находятся под охраной университета.


Сведения о музее


Адрес музея: г. Москва, ул. Образцова 9, строение 9, ауд. №1149.

Тел: +7 495 684-29-90

Музей работает по будням: с 10.00 до 17.00 (вход бесплатный).

Заявки на проведение экскурсий в рабочие дни принимаются заранее сотрудниками музея.

Заявки на проведение экскурсий в выходные и праздничные дни подаются за месяц на имя ректора университета.

Концепция развития музея: PDF