Основные сведения
О подразделении

Направления подготовки:

  1. Подготовка резерва на выдвижение по различным категориям.
  2. Подготовка перспективных молодых руководителей.

В 1995 году по инициативе ректора ВИПК профессора Лёвина Бориса Алексеевич и при поддержке ЦКАДР МПС России был создан Факультет подготовки резерва руководителей железнодорожного транспорта (ФПР). Возглавил ФПР заведующий кафедрой «Инженерные сооружения», к.т.н., доцент Лопатин Алексей Николаевич.

Первые выпуски факультета были проведены уже в 1995 г.

ФПР осуществляет подготовку руководящих работников железных дорог по следующим категориям:

— руководящих работников железных дорог, зачисленных в резерв на должности, назначение по которым производится ОАО «РЖД»;

— руководителей и специалистов Центрального аппарата ОАО «РЖД».

Под руководством А. Н. Лопатина был реализован комплекс мероприятий, позволивший с 1999 года приступить к высшей форме повышения квалификации — профессиональной переподготовке руководителей железных дорог России по программе «Менеджмент» с вручением диплома о профессиональной переподготовке государственного образца (объем обучения свыше 500 часов).

Подготовку в ФПР прошли кандидаты на должности начальников отделений, главных инженеров дорог, главных ревизоров по безопасности движения, начальников служб дорог: вагонного и локомотивного хозяйств, пути, перевозок, технической политики, гражданских сооружений, сигнализации, централизации и блокировки, информатизации и связи, электроснабжения, управления персоналом, экономической, финансовой, юридической, пассажирской, врачебно-санитарной, грузовой и коммерческой работы, службы статистики, резерв руководящих кадров системы фирменного транспортного обслуживания, а также руководителей филиалов ОАО «РЖД» — ЦДРВ, ЦДРП, ФПД.

Слушателям групп резерва предлагаются комплексные учебные программы, включающие лекции по экономике России и отрасли, стратегическому финансовому менеджменту, управлению персоналом, правовым вопросам (трудовое, гражданское и др.), безопасности движения, чрезвычайным ситуациям и экологии. По многочисленным просьбам слушателей введены занятия по интенсивному тренингу деловых бесед, культуре речи, разработке стратегии ведения делового разговора, деловые игры. В последнее время в состав учебных программ включен раздел «Правовые вопросы антикризисного управления».

В период обучения в РАПС кроме лекций в учебных аудиториях и компьютерных классах и подготовки выпускной аттестационной работы значительное место занимают выездные занятия на передовые предприятия отрасли и встречи с руководством ОАО «РЖД».

Важной особенностью обучения на ФПР можно отнести тот факт, что группы резерва формируются на конкурсной основе путем отбора кандидатов по ряду критериев. Другой отличительной особенностью является более глубокое (по сравнению с обычным повышением квалификации) изучение правовых, финансовых и экономических дисциплин с обязательным контролем знаний в виде тестов, курсовых и контрольных работ и последующим зачетом или экзаменом. Третьей особенностью организации подготовки резерва на ФПР является практическая направленность выпускных аттестационных работ, которые слушатели выполняют в процессе время обучения и защищают перед комиссией во главе с руководителем департамента или дирекции.

Целая плеяда выпускников ФПР стала топ-менеджерами крупнейшей в мире компании ОАО «РЖД»: начальники департаментов и дирекций — Болотский  А. Н., Бочкарев  Н. А., Кайнов  В. М., Наговицын  В. С., Сапетов  М. В., Черкасов  В. В., Шабалин  Н. Г.; начальники дорог — Голоскоков  В. Н., Тимофеев  С. И., Храпатый  А. В. ; заместители начальников дорог — Бавыка  А. В., Заставной  А. П., Захаров  Н. А., Маклыгин  Н. В., Одинцов  В. А., Писарев  Г. Н., Процкий  А. В., Соложенкин  С. В., Тюрников  А. Ю., Фролов  В. Ф. и др.

Начиная с 1998 г. на факультете подготовки руководителей проходят подготовку специалисты, зачисленные в резерв на должности руководителей линейных предприятий (начальников и главных инженеров локомотивных и вагонных депо, станций, дистанций пути, электроснабжения и др.), т.е. резерв руководителей линейных предприятий, организующих, обеспечивающих и обслуживающих процесс перевозки грузов и пассажиров.

В эти группы включаются выпускники вузов, прошедшие обучение с отрывом от производства, со стажем работы на транспорте 3—5 лет. Приобретая в академии новые знания по управлению и принимая наказ первых руководителей дорог, они действительно получают первые уроки корпоративного менеджмента и полны желания добиться успехов в работе. После обучения выпускникам подбирают наставников из числа опытных руководителей.

Разработанные в РАПС программы подготовки резерва кадров номенклатуры начальников железных дорог и начальников дирекция (объемом свыше 150 ч) соответствуют требованиям «Функциональной стратегии развития кадрового потенциала ОАО „РЖД“ до 2010 года», согласованы с руководителями соответствующих служб железных дорог и дирекций и предусматривают обучение в два этапа с защитой выпускных аттестационных работ по окончанию обучения.

Программы подготовки состоят из нескольких модулей: правового, финансово-экономического, стратегического, менеджмента качества, управления персоналом, безопасности жизнедеятельности и психологии. Учебные планы постоянно дополняются информацией о новейших технических средствах и технологиях в соответствующих хозяйствах.

Одной из важнейших форм обучения являются выездные занятия, в ходе которых слушатели получают возможность ознакомиться с новейшими технологиями и инновационными проектами. Молодежь групп резерва выезжает в Инновационный центр развития ОАО «РЖД», на опытное кольцо ОАО «ВНИИЖТ» на станции Щербинка, в Московский дорожный центр управления перевозками, передовые предприятия железных дорог.

На занятиях по изучению системы менеджмента качества, разрабатываемой для постоянного улучшения деятельности организаций с учётом потребностей всех заинтересованных сторон, молодые руководители изучают принципы управления качеством и статистические инструменты качества. При обучении в РАПС применяются такие формы, как лекции, практические занятия, деловые игры и тренинги.

Завершающим этапом обучения является защита выпускных аттестационных работ. Как правило, аттестационная работа должна содержать анализ финансового состояния предприятия и предложения по улучшению технологии работы, структурному преобразованию, внедрению новых информационных технологий, ресурсосбережению и т. д.

За прошедшие годы по комплексной программе подготовки резерва номенклатуры начальников дорог и начальников дирекций прошли обучение более 1,2 тыс. перспективных молодых руководителей среднего звена Московской, Горьковской, Северной, Юго-Восточной и Приволжской железных дорог, Федеральной пассажирской дирекции, Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов, других структурных подразделений ОАО «РЖД».