Кафедра — площадка, обеспечивающая реализацию образовательных программ, входящих в укрупнённую группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», оптимизирующая сочетание традиционных и инновационных образовательных технологий, объединяющая компетенции и усилия академического сектора и ведущих организаций транспортной отрасли в интересах ускорения цифровой трансформации транспортного комплекса и развития эффективной экосистемы потребителей и поставщиков транспортно–логистических услуг.
Миссия кафедры – обучение на опережение – подготовка квалифицированных специалистов – инженеров путей сообщения, которые:
Области экспертизы кафедры:
Направление: Управление перевозочным процессом
Направление: Управление парком грузовых вагонов
Направление: Станционные технологии
Направление: Организация пассажирских перевозок
Направление: Мультимодальные перевозки
Направление: Вопросы проектирования и развития транспортных объектов
Кафедра «Управление транспортными процессами» Российского университета транспорта – одна из старейших кафедр вуза, организованная в 1951 г. под названием «Эксплуатация железных дорог».
С момента основания кафедру возглавляли уважаемые работники отрасли, имеющие большой опыт производственной деятельности и заслуги в научной и учебно–методической сферах.
Первым заведующим кафедрой в 1951–1953 гг. был доцент В.П. Нищета, входивший в делегацию учёных и преподавателей технических вузов СССР и возглавлявший группу по оказанию помощи в реформировании первого вуза в Пхеньяне и создании высшего образования в Северной Корее в конце 1940-х – начале 1950-х гг.
С 1953 г. по 1965 гг. кафедру возглавлял профессор Л.В. Одинцов, высококвалифицированный специалист в области усиления пропускной способности железных дорог. Процесс становления кафедры проходил в соответствии с поставленными руководством отрасли задачами. Профессорско–преподавательский состав кафедры состоял из 13 человек. Кафедра активно вела учебно–методическую и научно–исследовательскую работу. Труды профессорско-преподавательского состава публиковались в «Учёных записках ВЗИИТа».
С 1965 г. по 1974 г. руководство кафедрой осуществлял ректор ВЗИИТа, доцент Р.И. Робель. За этот период произошло пополнение преподавательского состава высококвалифицированными специалистами, с опытом практической работы в отрасли на управленческих должностях.
С 1964 по 1965 гг. и с 1974 по 1981 гг. кафедрой руководил доцент Е.А. Ветухов, который активно участвовал в разработке новых учебных планов, выборе наиболее рациональных форм и методов обучения студентов–заочников. Автор более 50 печатных трудов по проблемам развития железнодорожных станций.
В это же время на кафедре работал А.Д. Каретников – заслуженный деятель науки и техники РСФСР, профессор. Крупный учёный, автор свыше 100 печатных работ по актуальным проблемам железнодорожного транспорта, участник Великой Отечественной войны, Почётный железнодорожник.
В 1982–2008 гг. кафедра носила название «Управление эксплуатационной работой».
В 1981–1995 гг. кафедру возглавлял профессор В.Е. Козлов, крупный учёный, член Научно–технического совета Министерства путей сообщения, Почётный железнодорожник. Кафедра успешно развивалась, укреплялся её кадровый потенциал. За плодотворную учебную, методическую и научную деятельность награждены знаком «Почётному железнодорожнику» А.Н. Сухопяткин, Л.М. Годович, О.А. Олейник, В.С. Климанов, Б.П. Голубкин, А.А. Абрамов. Учебные лаборатории оснащались новым современным оборудованием на основе новых средств вычислительной техники. Научные исследования кафедры были направлены на разработку: рациональной технологии поездной работы и тягового обслуживания поездов; рекомендаций по повышению эффективности функционирования железнодорожных узлов; разработку мер по интенсификации перевозочного процесса и по повышению безопасности движения поездов.
С 1995 по 2015 гг. кафедрой руководил директор РОАТ, профессор В.И. Апатцев. За этот период профессорско–преподавательский состав кафедры пополнился молодыми, перспективными сотрудниками, вскоре защитившими диссертации на соискание учёной степени кандидата технических наук.
В 1996–1999 гг. работал Диссертационный совет по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата технических наук по специальности 05.22.08 – «Эксплуатация железнодорожного транспорта» под руководством заведующего кафедрой «Управление эксплуатационной работой» В.И. Апатцева. В состав совета входили 5 членов кафедры. В этом совете в 1997 г. успешно защитил кандидатскую диссертацию первый заместитель Министра путей сообщения Российской Федерации В.И. Ковалёв, а в 1998 г. – генеральный директор Центра фирменного транспортного обслуживания, член коллегии МПС России А.В. Анненков.
С 1992 г. по настоящее время кафедра подготовила трёх докторов наук и 16 кандидатов наук.
В 1996 г. началось коренное переоборудование лаборатории «Организация движения поездов» в соответствии с современными требованиями. Была осуществлена постановка лабораторных работ, отражающих функционирование современных автоматизированных информационных систем, применяемых на железнодорожном транспорте. Это обеспечило возможность студентам овладевать навыками работы маневрового диспетчера, дежурного по станции, оператора станционного технологического центра в условиях новой автоматизированной системы сортировочной станции, знакомиться с принципами составления основных технологических документов, с основными принципами автоматизированного расчёта плана формирования, детально изучать принципы управления работой грузовой станции в условиях АСУ. Под руководством В.С.Климанова была разработана комплексная система повышения безопасности движения поездов на станциях (КСПДС), которая успешно использовалась в работе со слушателями Центра дополнительного профессионального образования.
С 2015 г. кафедру возглавляет доцент, Почётный железнодорожник Г.М. Биленко.
Цифровая трансформация образования – один из векторов организации и сопровождения учебно-воспитательного процесса на кафедре. Кафедра «Управление транспортными процессами» более 20 лет занимается вопросами дистанционных образовательных технологий, электронного обучения. Такой опыт помогает анализировать дидактические возможности использования цифровых технологий в образовательном процессе студентов заочной формы обучения, находить оптимальные решения сочетания традиционных и электронных форматов обучения, разрабатывать организационно–методические рекомендации для студентов. Внедряя новые технологии для передачи знаний, формирования умений и навыков, кафедра осваивает новые педагогические и методические практики, цифровые инструменты визуализации и консолидации учебно–методического контента, участвует в организации среды для самостоятельной познавательной активности студентов и совместной интерактивной работы студентов и преподавателей кафедры.
На кафедре работают высококвалифицированные преподаватели: свыше 70% преподавателей имеют учёные степени и учёные звания.
Учёные кафедры всегда вносили значимый вклад в формирование научной методологии и реализацию прикладных разработок в области управления перевозочным процессом. И сегодня продолжается работа в научных творческих командах кафедры: профессорско–преподавательский коллектив кафедры сосредоточил свой научный потенциал на решении актуальных комплексных проблем, стоящих перед железнодорожным транспортом (разработка Программы электрификации участков сети железных дорог на период до 2050 г. с учетом тенденции развития железнодорожных перевозок и изменения грузооборота на сети железных дорог; совершенствование инфраструктуры и рациональная организация перевозок на железнодорожном транспорте; инновационные методы управления перевозками и транспортным обслуживанием; совершенствование эксплуатационной работы железных дорог в условиях цифровизации технологических процессов). Результаты исследований публикуются в журналах, рецензируемых ВАК, входящих в систему РИНЦ, в изданиях, индексируемых в базах данных Web of Science, Scopus, а также представлены на научных конференциях и семинарах. Регулярно на базе кафедры проводятся студенческие конференции и научные конференции с международным участием.
Коллектив кафедры проводит большую методическую работу: подготовлены комплексы учебно–методических работ и электронных учебных курсов по дисциплинам кафедры, опубликованы 10 учебников и свыше 200 учебно–методических пособий. Кафедра использует учебные лаборатории «Грузовая работа и коммерческая эксплуатация железнодорожного транспорта» и «Автоматизация станционных процессов и диспетчерского управления на железнодорожном транспорте».
Кафедра активно участвует и в организации программ дополнительного профессионального образования работников железнодорожного транспорта, реализует программы профессиональной переподготовки.
Конкурентным преимуществом кафедры является привлечение к учебному процессу специалистов – практиков транспортной отрасли. Выпускники кафедры, работающие в структурных подразделениях ОАО «РЖД», АО «ФПК», АО «НИИАС», ГУП «Московский метрополитен», перевозочных компаниях, привлечены к педагогической деятельности в качестве внешних совместителей, в том числе, к руководству ВКР. Председатели ГЭК – руководящие работники указанных структур. Обучение студентов осуществляется, в том числе, по договорам целевой контрактной подготовки (до 60%). До 70% дипломных проектов выполняется по заявкам предприятий железнодорожного транспорта. 100% дипломных проектов проходят внешнее рецензирование на предприятиях железнодорожного транспорта и других транспортных организациях.
За время своего существования кафедра выпустила свыше 13 тыс. специалистов. Кафедра гордится своими выпускниками! Среди них руководители железных дорог, станций и других транспортных организаций, научные работники и преподаватели. Выпускники нашей кафедры добиваются больших успехов в трудовой деятельности.