Основные сведения
О подразделении

Дополнительный сайт института: www.awt-rut.ru

Академия водного транспорта была образована в 2019 году на базе Российского университета транспорта.

В её основу были положены традиции и опыт подготовки в области речного и морского транспорта, а также передовые технологии обучения. В настоящее время Академия водного транспорта обеспечивает высокий уровень высшего профессионального образования в области морского и речного транспорта, совмещенный с инновационным подходом и передовыми научными достижениями, а также с учетом программ развития водного транспорта.

История

Отечественное образование на водном транспорте уходит своими корнями в петровскую эпоху. В 1701 голу в палатах Сухаревской башни в Москве было учреждено первое в России государственное специализированное учебное заведение – «Школа математических и навигационных наук». С созданием такой школы подготовки моряков отпала необходимость обучения морскому делу за пределами нашей Родины. К 1711 году в школе обучалось более четырехсот курсантов. В Сухаревской башне готовили будущих штурманов, геодезистов, картографов, кораблестроителей и других специалистов не только морского, но и речного судовождения.

Развитие российского судоходства требовало наличия квалифицированных кадров. В начале 19 века (1809) при Управлении водяными и сухопутными сообщениями учреждается особый Институт Корпуса инженеров водяных и сухопутных сообщений в Санкт-Петербурге (затем Институт инженеров путей сообщения). Идею создания специального учебного заведения в области транспорта активно поддержал Михаил Михайлович Сперанский, инициатор многих государственных реформ, направленных на развитие России.

В 1810 году был осуществлен первый прием воспитанников в институт. Особое внимание уделялось подготовке специалистов в области водного транспорта.

В 1839 году Николай 1 издал указ, который обязал всех русских судовладельцев принимать на суда по одному курсанту. «Без стажера на борту ни одно судно не должно выйти из порта». Так оригинально была решена проблема прохождения практики будущих речников и моряков.

В течение 120 лет (1809-1929) подготовка инженеров для водного транспорта была связана с Институтом инженеров путей сообщения. В рамках курса Советского правительства на индустриализацию народного хозяйства требовалось многократное увеличение объемов подготовки инженеров и механиков во всех областях транспорта.

Принимается решение о реорганизации многопрофильных вузов в отраслевые учебные заведения. Ленинградский институт инженеров путей сообщения был реорганизован в четыре самостоятельных института: Автодорожный институт, Институт гражданского воздушного флота, Институт железнодорожного транспорта и Институт инженеров водного транспорта.

В первой половине XX века резко увеличился объем перевозок по Москве-реке и Оке. В 1931-м году Правительством СССР было принято решение о строительстве канала Москва-Волга. В этом же году был образован Наркомвод СССР и создано Московско-Окское бассейновое Управление.

Это приводит к увеличению спроса на квалифицированные кадры в области водного транспорта. Учитывая сложное положение с техническими кадрами Московско-Окского бассейна, 22/VII/1932 года на заседании секретариата МК ВКП(б) было принято решение об организации Наркомводом в 1932-м году специального техникума.

1 августа 1932-го года образованный Московский речной техникум (МРТ), приступил к работе. Занятия начали проводиться в здании школы ФЗУ «Красный Водник» на Ордынке, 19.

В октябре 1932-го года Наркомводом СССР было принято решение о переводе ФЗУ со всем имуществом и оборудованием в Московский порт. С ноября 1934-го года в соответствии с решением Правительственной Комиссии и Наркомвода СССР МРТ полностью переезжает на Большую Ордынку.

Техникум продолжал работать и выпускать студентов в период Великой Отечественной Войны. Из стен здания на Большой Ордынке вышло четыре Героя Советского Союза.

На удостоверениях и справках выпускников стоял штамп МРТ с адресом, телефоном и соподчинённостью Наркомводу, с 1939-го года — Наркомречфлоту СССР, в 50-х годах — Министерству Морского и Речного флота, Речного Флота СССР и с 1957-го года — Речного Флота РСФСР.

В 30-х годов при МРТ были созданы вечернее и заочное отделения. С 1949-го года был образован Всесоюзный заочный техникум речного транспорта (ВЗТРТ).

Созданные в 30-х годах вечернее и заочные отделения, учебно-консультационные пункты (УКП), в 50-х годах стали заочным факультетом Ленинградского института водного транспорта (ЛИВТ). УКП располагались в различных помещениях и зданиях Москвы — на улицах Петровка и Мясницкая, в Столешниковом переулке и на Большой Ордынке.

В 1966-м году заочный факультет ЛИВТ становится Московским филиалом (МоФ ЛИВТ) и располагается на Большой Ордынке, 19.

Развитие речного транспорта в центральном регионе страны приводит к необходимости широкой подготовки кадров плавсостава для флота, и в 1977 году вводится в строй новый комплекс зданий в Нагатино, по адресу Судостроительная, 46 с отдельно стоящим лабораторным корпусом, в котором предусмотрен опытовый бассейн для радиоуправляемых моделей и учебный бассейн для курсантов. Отныне Московский речной техникум начинает набор на очную форму обучения судоводителей, судомехаников и судовых электромехаников-радистов. Техникум возглавляет ветеран воднотранспортной отрасли В. С. Удачин.

В 1979 году в связи с возросшими потребностями Московско-Окского бассейна в инженерах-эксплуатационниках, управленцах и других специалистах отрасли на базе Московского филиала Ленинградского института водного транспорта был создан Московский институт инженеров водного транспорта (МИИВТ). Инициатором создания отдельного института в Москве был профессор Н. П. Гаранин, ставший его первым ректором, при активной поддержке Министра речного флота РСФСР Л. В. Багрова.

В 1989 году на базе Московского института инженеров водного транспорта, Московского речного техникума и СПТУ № 202 создан Московский институт водного транспорта (МИВТ). Основной идеей учебного комплекса является непрерывное трехуровневое профессиональное образование (начальное, среднее и высшее) с общим сроком обучения 7-8 лет.

В 1993 году Московский институт водного транспорта переименован в Московскую государственную академию водного транспорта. Приказ о переименовании высших учебных заведений Департамента речного транспорта подписывает Л.В. Багров.

В 2001 году академия получила новое здание, расположенное на набережной Москвы реки по адресу Новоданиловская наб. 2/1, с этого момента оно становится визитной карточкой Академии.

В 2016 году академия была реорганизована путем присоединения к Государственному университету морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. 23 января 2017 года была образована Московская государственная академия водного транспорта — филиал Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова.

В 2019—2020 годах на базе МГАВТ создана Академия водного транспорта Российского университета транспорта (МИИТ), свято чтущая традиции не только Первой школы математических и навигационных наук, но и лучших учебных заведений в отрасли водного транспорта.

Направления подготовки

Академия водного транспорта РУТ (МИИТ) – технический вуз. Приоритеты в инженерном образовании остаются прежними: специалист, отвечающий требованиям времени, должен получить хорошее математическое и естественнонаучное образование.

Бакалавриат

Специалитет

По окончании Академии водного транспорта можно получить следующие профессии:

  • Капитан судна
  • Судовой механик
  • Судовой электромеханик
  • Инженер-строитель гражданских зданий
  • Инженер-гидротехник
  • Специалист по управлению перевозками грузов на водном транспорте
  • Специалист по удаленному мониторингу объектов водного транспорта
  • Менеджер по международным морским перевозкам
  • Эксперт по оценке технического состояния и продления ресурса подъемной техники
  • Специалист по эксплуатации подъемно-транспортной техники
Учебно-тренажерный центр

В Академии водного транспорта создан Учебно-тренажерный центр, являющийся базой для обучающихся профильных направлений, а также для желающих повысить свою квалификацию.

В центре можно пройти подготовку членов экипажей морских и речных судов в соответствии с требованиями международных конвенций, переподготовку и повышение квалификации, в том числе освоить специальные программы для командного состава. Учебно-тренажерный центр координирует вопросы практической подготовки плавсостава, проводит технические экспертизы для судоходных компаний и портов столицы.

УТЦ АВТ освидетельствован Росморречфлотом и имеет укомплектованную базу современных тренажеров.