Основные сведения
О подразделении

Экспертная область:

  • Обоснование конструктивно-технологических решений объектов транспортной инфраструктуры, в том числе в Арктической зоне РФ
  • Вопросы развития транспортной инфраструктуры
  • Технико-экономические обоснования и технические решения
  • Научное сопровождение инфраструктурных объектов
  • Разработка нормативных документов (СТУ, технологические регламенты и другие)
Образовательные программы
  • Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей
  • Строительство автомобильных дорог
  • Экономика строительства
  • Строительный менеджмент
  • Управление качеством
  • Организация перевозок и управление на транспорте
Преподаваемые дисциплины
  • Изыскания и проектирование железных дорог
  • Технология и механизация железнодорожного строительства
  • Проектирование и реконструкция железных дорог и ВСМ с применением геоинформационных технологий
  • Организация, планирование и управление железнодорожным строительством
  • Реконструкция и модернизация транспортной инфраструктуры
  • Управление организационно-технологической надежности транспортного строительства
  • Управление проектами
Направления научно-исследовательской деятельности
  • Организация строительства железных дорог в северных регионах страны и за полярным кругом
  • Организация строительных работ при реконструкции Байкало-Амурской магистрали для обеспечения провозной и пропускной способности БАМа и Трансиба
  • Строительство широкого северного хода
История

Современное название кафедры «Проектирование и строительство железных дорог» уходит своими корнями в одну из 2-х кафедр Московского инженерного училища (МИУ) «Строительное искусство». В дальнейшем кафедра получила название «Строительное производство». Она начала работать в МИУ в год его основания в 1896 г. Ее возглавил инженер путей сообщения И.М. Федорович. Он работал в Московской дистанции службы пути Николаевской железной дороги, был известен как автор проекта и руководитель передвижки двухэтажного каменного дома в связи с расширением железнодорожной станции.

На кафедре преподавались две дисциплины: «Строительное искусство» на первом курсе и «Основания и фундаменты» на втором. В ее составе были два штатных и два сверхштатных преподавателя. И.М. Федорович, возглавляющий кафедру вплоть до своего отъезда в Польшу в 1918 г., успел издать учебник «Каменная кладка» и выполнил несколько научных работ по основаниям и фундаментам. Ему присвоили звание профессора. Преподавательскую деятельность он совмещал с обязанностями начальника службы пути Московско-Архангельской железной дороги.

С 1918 по 1930 г. во главе кафедры стоял профессор В.К. Дмоховский. В 1930 г. он создал самостоятельную кафедру «Основания и фундаменты». Одновременно с 1932 г. он руководил кафедрой в Военно-инженерной академии им. М.В. Фрунзе. В.К. Дмоховский написал много учебников и пособий, неоднократно переиздававшихся. Его научные работы посвящены проблемам снегоборьбы, устойчивости земляных сооружений, методам исследования грунтов и оснований, динамической устойчивости фундаментов, тоннелей и гидротехнических сооружений.

В 1930 г. кафедра получила название «Строительные работы и машины». Наряду с теоретическим курсом тогда ввели курсовые проекты: по земляным, железобетонным и монтажным работам, оборудовали кабинет с действующими моделями строительных машин и электрифицированными инструментами. Кафедру возглавил профессор В.И. Раздобреев. Одновременно он работал в Комитете по высшей школе и возглавлял отдел аспирантуры при Академии наук СССР.

В 1940 г. под руководством профессора Н.А. Шадрина организовали кафедру «Постройка железных дорог». До этого курс «Постройка железных дорог» вела кафедра «Изыскания и проектирование железных дорог».

В 1944 г. кафедру возглавил доктор технических наук П.Ф. Дубинский, работавший на ней профессором с 1929 г. Под его руководством коллектив подготовил учебник «Строительные работы и машины», вышедший двумя изданиями (в 1958 г. и 1969 г.). В 1948г. организовали учебную лабораторию кафедры. Ее оснастили машинами и механизмами, в том числе экскаватором на тракторе Беларусь с емкостью ковша 9,15 м3, компрессором, автокраном, бетономешалками, вибраторами, машинами для штукатурных и малярных работ. В ней студенты выполняли до 20 учебных работ. Вместе с другими преподавателями много моделей и приборов создал доцент Л.М. Черняков.

В 1958 г. кафедры «Строительные работы и машины» и «Постройка железных работ» объединили в одну – «Строительное производство». Ее возглавил профессор Н.А. Шадрин. Там получили образование студенты факультетов «Строительство железных дорог», «Мосты и тоннели», «Промышленное и гражданское строительство», «Инженерно-экономического» и вечернего.

В 1972 – 1973 гг. кафедрой временно руководил профессор М.И. Иванов. Он был одним из инициаторов применения ЭВМ в учебном процессе.

С 1973 г. по 1994 г. кафедрой заведовал Почетный профессор МИИТа, доктор технических наук С.П. Першин. Под его руководством сотрудники подготовили к печати учебник «Железнодорожное строительство: технология и механизация», который издан дважды (1982 г. и в 1991 г.).

С 1994 г. кафедру «Проектирование и строительство железных дорог» возглавил профессор Э.С. Спиридонов. Он автор 260 научных работ, включая два учебника и два пособия, четыре изобретения. Одно из них экспонировалось на Международной выставке «Транспорт – 89» и отмечено дипломом.

В разные годы на кафедре работали профессора В.М. Толстопятов, Ф.Д. Дмитриев, М.Ф. Макарочкин и др.

Преподаватели кафедры неоднократно возглавляли студенческие отряды на важнейших стройках страны – в районах освоения целинных и залежных земель, линии Тюмень-Сургут и Байкало-Амурской магистрали.

На кафедре отрабатываются рекомендации по совершенствованию и развитию учебного процесса в вузах МПС. Кафедра всемерно способствует повышению квалификации и подготовки инженерных кадров, периодически участвует в научно-методических семинарах и конференциях в Германии, Монголии, Вьетнаме, КНР, Югославии по линии Госкомвуза России и МПС.

Перспективными оказались проводимые на кафедре исследования, касающиеся прогнозирования развития железнодорожной сети России, совокупности моделей и программ, которые позволили создать вычислительный аппарат для анализа и аванпроектирования развития сети; получили распространение модели автоматизированных мест для экспертизы проектов железнодорожных линий. На кафедре составлен аванпроект Лено-Беринговской железной дороги и после обсуждения в научно-координационном центре Совета «Трансконтиненталь» проанализирована целесообразность железнодорожного выхода из Японии через Сахалин в Россию, а также из России в Индию. В 1993 – 1994 гг. профессор С.П. Першин предложил автоматизированную систему управления качеством пути для повышения безопасности движения.

Неоценимый вклад в строительное дело внес М.И. Иванов – автор более 120 научных трудов, универсального метода моделирования противопучинных мероприятий при строительстве новых линий и вторых путей, а также определения высоты теплоизолирующих насыпей. Полученные данные легли в основу нормативных документов.

Отдельно необходимо отметить большую работу коллектива кафедры по формированию студенческих строительных отрядов для организаций: Московской железной дороги, предприятий корпорации «Трансстрой», по реконструкции объектов в Иосифо-Волоцком монастыре и культовых сооружений мэрии Москвы. На кафедре впервые в 1995 году был сформирован студенческий отряд безвозмездного труда для работы в монастырях: Иосифо-Волоцкий Волоколамского района Московской области и Печерский в городе Новгороде. Студенты проводили реконструкцию в старейших храмовых сооружениях России и их разработки в дальнейшем были реализованы в дипломных проектах по технологии ведения работ и повышению устойчивости фундаментов сооружения. Большую помощь и заботу проявил о студентах и студенческом отряде лично Владыка Питирим Митрополит Волоколамский и Юрьевский. Неординарная защита прошла в монастыре, все дипломы защищены на отлично о чем был информирован министр путей сообщения. В результате конкурса проектов проведенных научно-исследовательскими институтами г. Москвы по реконструкции Иосифо-Волоцкого монастыря дипломные проекты студентов, защищавшихся по кафедре, признаны лучшими и реализованы строительными организациями в 2001-2006 гг.