Экспертная область:
Развитие теории и методов расчёта несущих и ограждающих строительных конструкций, совершенствование методологии выбора оптимальных технических и объемно-планировочных решений при проектировании объектов транспортной инфраструктуры, промышленного и гражданского строительства с учетом требований обеспечения комфортности среды, конструктивной, пожарной и экологической безопасности, в том числе на основе интеграции современных высокотехнологичных интеллектуальных цифровых решений, использования проектно-вычислительных программных комплексов и систем компьютерного инжиниринга с целью создания глобально конкурентноспособной строительной продукции нового поколения.
Интенсивный научно-технический прогресс и бурное развитие промышленного производства в конце XIX века потребовали строительства разнообразных зданий и сооружений, зачастую принципиально новых по компоновке, имеющих большие пролёты и высоты, способных воспринимать значительные нагрузки. Применение новых строительных материалов – стали и железобетона – привело к появлению новых конструктивных решений и развитию новых методов расчёта. В этот период возрастает потребность в квалифицированных специалистах – «гражданских инженерах» (инженерах-строителях), имеющих подготовку как в художественном (архитектурном), так и техническом (конструктивном) направлениях.
Подготовка инженеров-строителей в ИМИУ началась со дня его основания в 1896 г. Вопросы проектирования несущих конструкций вначале освещались в рамках курса «Строительная механика», включавшего как теоретические основы расчёта, так и практические сведения. По мере накопления практических знаний (особенно в связи с расширением применения железобетона, с появлением сварных соединений стальных конструкций и развитием способов соединения элементов деревянных конструкций) возникла необходимость организовать преподавание материала по проектированию несущих конструкций в виде отдельных, самостоятельных курсов. Для проработки этих курсов в 1921 г. была создана кафедра «Конструкции», которую впоследствии стали называть «Строительные конструкции». При кафедре был организован кабинет «Инженерные конструкции» с большим количеством макетов и обширной библиотекой на русском и иностранных языках.
Кафедра вела три дисциплины: «Металлические конструкции», «Деревянные конструкции» и «Железобетонные конструкции», каждая из которых состояла из двух разделов – общего и специального. При изучении общего курса студентам предлагалось разработать проект покрытия по металлическим или деревянным стропильным фермам и проект ребристого железобетонного перекрытия; при изучении спецкурса – спроектировать железобетонное безбалочное перекрытие, арку или резервуар.
Экзамены проводились в форме устного ответа у доски в присутствии других студентов, что приучало будущих специалистов к открытым выступлениям с изложением своей точки зрения и последующей её защитой. С 1942 г. беседа у доски была дополнена предварительным выполнением индивидуального задания, в котором требовалось за 60 мин с использованием справочников и пособий провести расчёт и конструирование какого-либо элемента.
Выпускники, защитившие дипломы на кафедрах «Строительные конструкции» и «Здания», получали квалификацию «Инженер путей сообщения – строитель».
Организатором и первым руководителем кафедры «Строительные конструкции» стал Пётр Яковлевич Каменцев, докт. техн. наук, профессор, признанный специалист в области строительных конструкций и восстановления сооружений. Родился в 1879 г., окончил Императорское Московское инженерное училище в 1901 г., начал педагогическую деятельность с 1908 г., получил звание профессора в 1919 г.
В 1905-1907 г. принимал участие в проектировании и строительстве больших железнодорожных мостов (мосты через р. Зею и Амур в Хабаровске, консольный мост Тюмень-Омской железной дороги, москворецкие мосты Окружной железной дороги и др.). В 1918 г. провёл ответственную работу по восстановлению железнодорожного моста через Волгу у Сызрани, в 1920 г. работал в НКПС ведущим инженером по мостам. В 1921-1932 г. выступал консультантом при реконструкции башни В.Г. Шухова и перекрытия Большого театра. Впоследствии принимал непосредственное участие в разработке и совершенствовании норм и технических условий на проектирование деревянных, металлических, железобетонных и каменных конструкций.
В разные годы П.Я. Каменцев создал кафедры строительных конструкций в Московском автодорожном институте, Московском инженерно-строительном институте, Институте инженеров коммунального хозяйства, а также в Институте стали и сплавов. Представителями его научной школы стали многие известные учёные, в числе которых А.А. Гвоздев, С.С. Давыдов, А.И. Отрешко и другие.
В этот период на кафедре работали известные специалисты в области строительных конструкций: профессор К.М. Дубяга (с 1924 по 1933 г.), руководитель крупных проектных организаций, консультант и эксперт, создатель первого специального курса «Инженерные сооружения»; профессор И.С. Подольский (с 1925 по 1930 г.), руководитель проектирования и строительства разнообразных железобетонных сооружений, автор большого числа научных работ, учебных пособий и практических руководств по железобетонному строительству на первых этапах его развития; профессор И.Г. Иванов-Дятлов (с 1932 по 1947 г.), создатель электротермического способа натяжения арматуры, специалист по керамзитобетону и железобетонным трубам; профессор Б.Н. Жемочкин (в 1937 г.), специалист по массивным железобетонным сооружениям. На кафедре начинал свою преподавательскую деятельность А.А. Гвоздев (с 1923 по 1926 г.), впоследствии чл.-корр. Академии архитектуры, крупнейший учёный, создатель метода расчёта железобетонных сооружений по разрушающим усилиям.
С 1937 по 1941 годы кафедрой «Строительные конструкции» заведовал Михаил Яковлевич Штаерман, докт. техн. наук, профессор, крупный теоретик железобетона, специалист в области пространственных конструкций; с 1941 по 1948 г. – Анатолий Иванович Отрешко, докт. техн. наук, профессор, известный специалист в области деревянных конструкций, автор нескольких учебников.
После начала Великой Отечественной войны из небольшого состава кафедры три её члена ушли на фронт с Московским ополчением. Двое из них – доцент Дубровский Б.Н. и лаборант Мягков А.С. – пропали без вести. Доцент Богданович А.Ф. успешно воевал на фронтах до полного разгрома Германии. Профессор Отрешко А.И. принимал активное участие в постройке бомбоубежищ, пожарных водоёмов и полосы оборонительных сооружений в окрестностях Москвы, за что был награждён медалью «За оборону Москвы».
В послевоенный период кафедрой «Строительные конструкции» заведовали Николай Михайлович Митропольский (с 1948 по 1956 годы), докт. техн. наук, профессор, учёный с громадной эрудицией, известный преподаватель-методист, признанный специалист в области строительства мостов и истории мостовых конструкций; Александр Михайлович Овечкин (с 1956 по 1961 годы), докт. техн. наук, профессор, специалист в области железобетонных арок и куполов, автор нескольких монографий и учебников по железобетонным конструкциям, получившим широкую известность; Антон Фёдорович Богданович (с 1961 по 1963 годы), канд. техн. наук, доцент, специалист в области деревянных конструкций.
В 1957 г. в МИИТе был создан факультет «Промышленное и гражданское строительство», А.Ф. Богданович стал первым его деканом (по 1977 год), а кафедры «Строительные конструкции» и «Здания и сооружения» – выпускающими по новой специальности.
Значительные достижения кафедры связаны с периодом с 1963 по 1982 годы, когда её возглавлял Сергей Сергеевич Давыдов (1902-1991), действительный член и вице-президент Академии Архитектуры СССР, докт. техн. наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР, всемирно известный учёный в области теории и практики железобетона, подземного строительства и конструкций из армополимербетона, организатор науки и прекрасный педагог, автор более 250 научных работ и свыше 60 изобретений. Родился 23 февраля (8 марта) 1902 г. в Рязанской губернии в семье рабочего. Трудовую деятельность начал с 15 лет в качестве подручного машинонаборщика; к 19 годам стал строительным десятником. Учился на вечерних курсах и в 1921 г. экстерном сдал экзамен на аттестат зрелости при Московском Строительном институте. Окончил МИИТ в 1925 г.
Ещё студентом в 1924 г. С.С. Давыдов начал работать в отделе Метрополитена Московских городских железных дорог – сначала техником, затем инженером и старшим инженером; руководил группой по расчёту конструкций станций и тоннелей первой очереди Московского метро. Лично рассчитывал конструкции станций «Библиотека им. Ленина», «Кропоткинская», «Красные ворота» и «Комсомольская-радиальная». В 1928 г. технический проект метро был утверждён, а строительство начато в 1931 г.
В 1928 г. проектировал конструкции здания Центрального телеграфа в Москве, затем руководил его возведением, которое завершилось в 1930 г. В 1925-32 г.г. проектировал железобетонные конструкции Гидравлической лаборатории МВТУ, разработал проект реконструкции завода «Красный пролетарий», проект усиления перекрытий фабрики «Трехгорная мануфактура» и ряд других объектов.
В 1932-36 г.г. был членом Президиума Научно-технического совета Наркомлегпрома СССР, где в качестве Главного эксперта по строительным конструкциям составлял заключения по всем крупнейшим объектам 1-й и 2-й пятилеток. На основе накопленного опыта составил и опубликовал первый отечественный «Курс железобетона» (первое издание – ГНТИ, 1931 г. и второе издание – Стройиздат, 1933 г.).
Преподавательскую деятельность начал в 1926 г. в Московском строительном институте, с 1928 г. – в МВТУ; в 1930 г. был избран заведующим кафедрой в Московском Архитектурном институте; а в 1931 г. – в Военно-инженерной Академии. Получил звание профессора в 1932 г., учёную степень доктора технических наук – в 1939 г. В 1937 г. организовал и возглавил кафедры подземного строительства в МИИТе и в Военно-инженерной Академии, которой руководил до 1958 г.
В 1934-39 г.г. занимался разработкой теории расчёта подземных сооружений, положенной в основу инструкций по проектированию объектов метрополитена и официальных руководств, инструкций и наставлений для инженерных войск Советской армии. Под его руководством были разработаны и утверждены типовые проекты мощных подземных убежищ, возведённых к 1941 г. в 42 городах СССР, а также в ряде советских посольств за рубежом. В 1941 г. лично осуществлял руководство строительством подземных объектов в Софии, Стамбуле и Московском Кремле.
В период Великой Отечественной войны руководил проектированием командных пунктов и узлов связи для действующих соединений Советской армии, дважды был командирован в действующую армию, где исследовал боевое использование подземных сооружений, возведённых инженерными войсками Советской армии и строительными частями противника (свыше 50 объектов).
По результатам проведённых исследований в области подземного строительства С.С. Давыдов опубликовал три учебника, один из которых – «Расчёт и проектирование подземных конструкций» (Стройиздат, 1950 г.) – отмечен Государственной премией в 1952 г. и переведён на несколько иностранных языков.
В 1948 г. избран членом экспертного совета Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Минвуза СССР, в работе которого принимал участие до 1974 г. В 1951 г. избирался заместителем председателя, а в 1953-57 г.г. ¬– председателем комиссии по проблемам строительства Академии Наук СССР, руководил вводом в практику проектирования конструкций нового метода расчёта по предельным состояниям. В 1955-56 г. работал Заместителем Председателя Госстроя СССР и ведал вопросами строительной науки. В 1955 г. избран действительным членом и вице-президентом Академии Архитектуры СССР. В 1957 г. избран вице-президентом и членом исполкома Международной Федерации инженеров предварительно напряжённого железобетона (ФИП). Регулярно выезжал на международные конгрессы в качестве руководителя делегации советских учёных, на двух конгрессах был генеральным докладчиком.
В 1957 г. во время проведения государственных испытаний получил контузию и ушёл в запас в звании генерал-майора. В конце 1963 г. в связи с организацией Госкомитетов и упразднением Академии Строительства и Архитектуры СССР был приглашен в МИИТ, где возглавил кафедру «Строительные конструкции». С этого момента научная деятельность С.С. Давыдова была посвящена разработке методов расчёта и технологии изготовления конструкций из нового материала – армополимербетона, идею которого он предложил ещё в 1958 г. Этот материал по ряду характеристик, в частности, по химической стойкости, превосходит железобетон.
Благодаря проведённым на кафедре исследованиям армополимербетонные конструкции нашли широкое применение в химической промышленности и цветной металлургии, а также в военном деле. Были получены новые экономичные составы полимербетона; разработана эффективная технология ускоренного отвердения полимербетона с помощью энергии сверхвысокой частоты; предложены методы проектирования комплексных конструкций с заданными свойствами; разработана и проверена новая заводская технология изготовления конструкций из сталеполимербетона; исследована экономическая эффективность полимербетонных конструкций и их огнестойкость.
Под руководством С.С. Давыдова на кафедре была создана обширная научная школа, воспитано и подготовлено свыше 60 кандидатов технических наук, многие из которых стали докторами наук, получили почётные звания. При консультациях С.С. Давыдова защитили докторские диссертации семь сотрудников кафедры, среди которых – Андрей Иванович Чебаненко, Василий Ильич Соломатов, Владимир Николаевич Мастаченко, Владимир Шалвович Барбакадзе, Виктор Сергеевич Федоров.
Научно-исследовательские работы, выполненные сотрудниками кафедры под руководством С.С. Давыдова, получили широкое признание в нашей стране и за рубежом; основные результаты докладывались на международных конгрессах в Лондоне (1978), Стокгольме (1981), Токио (1981). В 1981 году работы кафедры удостоены премии Минвуза СССР.
Деятельность С.С. Давыдова была положительно оценена в статье лётчика-космонавта СССР Ю.А. Гагарина «Погоны на наших плечах», опубликованной в газете «Красная звезда» от 22 февраля 1968 г.
С 1982 по 1984 г., а также в период с 1987 по 2003 годы кафедру возглавлял Владилен Павлович Чирков (1933-2014), доктор технических наук, профессор Почётный член Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), Действительный член Международной академии информатизации при ООН, известный учёный в области теории расчёта железобетонных конструкций на основе вероятностных методов, один из основателей отечественной школы прогнозирования сроков службы железобетонных конструкций. Окончил МИИТ в 1956 г. по специальности «Мосты и тоннели» и был направлен на работу в мостоиспытательную лабораторию при кафедре «Мосты» МИИТа; с 1966 г. в течение 14 лет руководил отраслевой научно-исследовательской лабораторией мостовых конструкций, проводил экспериментальные и расчётно-теоретические исследования в области работы предварительно-напряжённых железобетонных пролётных строений мостов, результаты которых были затем применены при строительстве ряда железнодорожных и автодорожных мостов.
Монография В.П. Чиркова «Вероятностные методы расчёта мостовых железобетонных конструкций» стала первой работой в области применения методов теории надёжности к расчёту строительных конструкций при их проектировании и эксплуатации. Предложенный им метод последовательной замены случайных аргументов может быть использован для решения широкого круга задач, относящихся к системам, поведение которых описывается случайными факторами.
Системный подход к разработке новых методов расчёта конструкций, в основе которых заложен учёт фактора времени в явном виде, окончательно сформировался в разработанной В.П. Чирковым теории прогнозирования сроков службы железобетонных конструкций. Срок службы рассматривается здесь как главный показатель эффективности и работоспособности конструкций зданий и сооружений.
Опубликованная в 2006 г. книга В.П. Чиркова «Прикладные методы теории надёжности в расчётах строительных конструкций» стала первым в нашей стране учебником по вероятностным методам расчёта строительных конструкций.
С 1980 по 1998 г. В.П. Чирков работал деканом факультета «Промышленное и гражданское строительство», уделял большое внимание совершенствованию организации учебного процесса, повышению качества подготовки специалистов по специальности ПГС, инициативному введению новых учебных дисциплин.
В период с 1984 по 1987 годы кафедрой «Строительные конструкции» руководил Анатолий Владимирович Носарев, докт. техн. наук, профессор, известный специалист в области численных методов расчета железобетонных конструкций, проектирования мостов и истории мостостроения. Его исследования заложили фундамент в современную теорию расчёта железобетонных конструкций на основе деформационной модели силового сопротивления и получили дальнейшее развитие в работах известного теоретика железобетона Н.И. Карпенко, в теории огнестойкости конструкций из композиционных материалов В.С. Федорова.
В 1987 году кафедрой «Строительные конструкции» заведовал Яков Израильевич Швидко, канд. техн. наук, профессор, заслуженный Изобретатель СССР, известный специалист в области композиционных материалов и конструкций. Результаты его научных исследований широко внедрены при строительстве и реконструкции объектов транспорта и промышленности, в нормативные документы, типовые и индивидуальные проекты конструкций и сооружений.
С 2003 года по настоящее время кафедру «Строительные конструкции», объединённую в 2008 году в рамках реорганизации структуры Университета с кафедрой «Здания и сооружения» возглавляет В.С. Федоров.
Для развития навыков проектирования зданий в 1898 году в ИМИУ была создана кафедра «Гражданская архитектура», которая первоначально преподавала не только дисциплины архитектурного цикла (включавшего рисование), но и курсы отопления и вентиляции. На занятиях и при выполнении дипломной работы студенты осваивали особенности проектирования транспортных зданий (железнодорожных вокзалов, паро-, тепло- и электровозных депо, вагоноремонтных заводов), а также объектов транспортной инфраструктуры (зернохранилищ, холодильников и т.д.).
Первым заведующим, руководившим кафедрой «Гражданская архитектура» с 1898 по 1914 годы, был гражданский инженер, надворный советник Александр Николаевич Дуров. Штатный состав кафедры состоял их трёх специалистов: основы архитектуры с курсами отопления и вентиляции читали А.Н. Дуров и гражданский инженер, действительный статский советник Н.Г. Фалеев; рисование преподавал свободный художник 1-й степени, титулярный советник К.Л. Теляковский.
С 1914 по 1924 годы кафедру возглавлял профессор А.В. Кузнецов, один из основоположников отечественной школы промышленной архитектуры, автор ряда фундаментальных трудов, основатель архитектурного отдаления МВТУ. В разные годы первого десятилетия 20-го века на кафедре преподавали известные специалисты, в числе которых И.С. Китнер, выдающийся архитектор, автор проекта первых зданий архитектурного комплекса ИМИУ (1-й корпус, химическая лаборатория, 10-й корпус); И.И. Рерберг, впоследствии известный архитектор, автор архитектурных проектов здания Киевского вокзала, здания Московского телеграфа; В.И. Кашкаров, известный специалист в области обследования и испытаний строительных конструкций зданий и сооружений.
С 1924 по 1949 годы заведующим кафедрой был Сергей Михайлович Герольский (1881-1963), докт. архитектуры, профессор, крупный специалист в области проектирования зданий, с 1930 г. – архитектор и руководитель построек МИИТа. Под его руководством были спроектированы и построены 2-й учебный корпус МИИТа, Дворец культуры МИИТа, общежитие №1 МИИТа, поликлиника МИИТа и ряд других объектов. Почётный железнодорожник.
В 1932 году кафедра получила название «Здания», с 1949 по 1958 годы находилась в составе кафедры «Строительные конструкции», а с 1958 по 1978 годы называлась «Архитектура промышленных и гражданских зданий». В период с 1958 по 1963 годы кафедру возглавлял канд. техн. наук, доцент Т.Г. Онуфриев, с 1963 по 1978 годы – Борис Николаевич Шатнев, доктор технических наук, профессор. Окончил МВТУ им. Баумана в 1926 году, преподавательскую деятельность в МИИТе начал в 1946 г. Защитил докторскую диссертацию в 1961 г. Крупный специалист в области проектирования зданий, инициатор использования математических методов в решении задач оптимизации компоновочных и конструктивных решений производственных зданий. Автор многих уникальных архитектурных проектов, в том числе 5-этажного жилого дома у Курского вокзала (первого многоэтажного жилого дома в Москве), 4-этажного жилого дома на Каланчёвской ул. в Москве, 8-этажного дома на ул. Чкалова в Москве, Марьинского универмага, Академии железнодорожного транспорта на Ольховской ул. В Москве, типовых жилых домов и пассажирских павильонов на Московско-Курской железной дороге, паравозного депо на ст. Москва-Товарная. Член Союза архитекторов СССР. Проекты Б.Н. Шатнева были отмечены 6 премиями Всесоюзных архитектурных конкурсов, в том числе первая премия – за проект Политехнического института в Свердловске. Автор свыше 70 научных трудов, Почётный железнодорожник.
В этот период формируются новые направления научной деятельности кафедры. В 1966 г. при кафедре создаётся Научно-исследовательская лаборатория «Техническая эксплуатация зданий и сооружений железнодорожного транспорта», научным руководителем которой стал канд. техн. наук, доцент К.М. Черемисов. Лаборатория разрабатывала комплекс взаимосвязанных научно-практических проблем в области технической эксплуатации, строительной теплотехники, светотехники, а затем – и в области архитектурно-строительной акустики.
В 1978 г. кафедра была переименована в «Здания и сооружения» и её возглавил Сергей Дмитриевич Ковригин, доктор технических наук, профессор. Основатель крупной научной школы по проблемам строительной акустики, автор ряда книг в области обеспечения акустического комфорта и звукоизоляции в зданиях. Член экспертного совета ВАК и ряда общественных организаций. Почётный железнодорожник. Последователи его научной школы – доценты М.Г. Покотило и И.Д. Столбова – внесли значительный вклад в решение акустических задач при проектировании и строительстве транспортных зданий.
В период с 1983 по 1985 годы кафедрой руководил Александр Михайлович Годин, канд. техн. наук, доцент; с 1985 по 2000 годы – Владимир Николаевич Мастаченко (1930-2006), доктор технических наук, профессор, академик Международной Академии информатизации. Окончил МИИТ в 1953 г. Крупный специалист в области теории моделирования, информационных технологий исследования и проектирования зданий и сооружений. Под его руководством на кафедре выполнены обширные исследования в области применения методов искусственного интеллекта в решении строительных и транспортных задач. Автор более 200 научных трудов. Принимал участие в создании проектов ряда крупных автоматизированных систем, в разные годы выступал экспертом в ряде правительственных и общественных организаций в нашей стране и за рубежом. Почётный железнодорожник.
В период с 2003 по 2008 годы заведующим кафедрой был докт. техн. наук, проф. Ремнёв В.В.
Объединённую в 2008 году кафедру «Строительные конструкции, здания и сооружения» возглавил Виктор Сергеевич Федоров, академик Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), доктор технических наук, профессор, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники. Родился в 1947 г. в г. Коломна Московской области. В 1966 году окончил Коломенский машиностроительный техникум по специальности техник-механик. В 1965 году начал трудовую деятельность в качестве токаря 2-ого разряда на Коломенском тепловозостроительном заводе. В 1966-1969 годы служил в Советской Армии на должностях рядового и сержантского состава в Туркестанском военном округе.
С 1969 по 1974 год – студент факультета «Промышленное и гражданское строительство» Московского института инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ), который закончил с отличием.
В 1980 году защитил кандидатскую диссертацию а, в 1992 году – докторскую диссертацию на тему «Прикладные методы оценки огнестойкости конструкций из композиционных материалов». В 1996 г. присвоено ученое звание профессора, в 2005 г. избран член-корреспондентом Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), а в 2011 г. – действительным членом (академиком) РААСН.
Федоров В.С. является известным специалистом в области механической и пожарной безопасности зданий и сооружений. Вместе с учениками внес значительный вклад в развитие:
- теории расчёта огнестойкости железобетонных и армополимербетонных конструкций, позволяющей прогнозировать устойчивость конструкций и зданий в условиях пожара, оценивать остаточный ресурс несущей способности элементов и живучесть конструктивных систем после пожара;
- теории расчёта силового сопротивления составных железобетонных конструкций, обеспечивающей пониженную материалоёмкость при сохранении несущей способности конструкций зданий и сооружений.
В качестве руководителя выполнил 24 научно-исследовательских темы, в том числе по программе Госстроя СССР «Пожарная безопасность зданий и сооружений» и федеральной целевой программе «Безопасность образовательных учреждений».
На основе результатов научных и конструктивно-технологических инноваций разработаны и внедрены универсальные проекты жилых и социально значимых общественных зданий массового строительства с повышенным уровнем механической и пожарной безопасности, в которых впервые в рамках реализации требований Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» была решена задача обеспечения повышенного уровня безопасности не только для уникальных зданий и сооружений, но и зданий массового строительства с большим количеством проживающих или находящихся в них людей.
В 2014 году в составе авторского коллектива удостоен Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники.
Федоров Виктор Сергеевич проявил себя высокопрофессиональным преподавателем подготовки инженеров, бакалавров, магистров в области промышленного и гражданского строительства, организатором учебно-методической и научной работы кафедры. Под его руководством подготовлено 3 доктора и 10 кандидатов технических наук.
С 2013 по 2018 годы образовательные программы подготовки бакалавриата по профилю «Промышленное и гражданское строительство», разработанные под руководством В.С. Федорова, признавались лучшими и включались в справочник «Лучшие образовательные программы инновационной России».
Им опубликовано более 200 научных работ, в числе которых 14 монографий и учебников, 2 изобретения. Учебник «Строительные конструкции» для транспортных вузов (2009 г.) и монография «Огнестойкость и пожарная опасность строительных конструкций» (2010 г.) были удостоены дипломами конкурса РААСН на лучшие научные и творческие работы в области архитектуры, градостроительства и строительных наук, в 2013 г. краткий справочник инженера-конструктора «Жилые и общественные здания» – Большой медали РААСН, в 2021 г. монография «Железобетонные составные конструкции» – Золотой медали РААСН.
С 1996 года является членом Экспертного совета по строительству и архитектуре ВАК Минобрнауки России, членом трех диссертационных советов – в РУТ (МИИТ), в Юго-Западном государственном университете, в НИУ МГСУ. Член семи редколлегий ведущих журналов области строительства. Является экспертом Российской академии наук (РАН) по фундаментальным научно-исследовательским работам научных организаций и образовательных организаций высшего образования в области строительных наук.
С 1971 по 1974 годы ежегодно работал в качестве комиссара и командира линейного и районного студенческих строительных отрядов (ССО) МИИТа на строительстве сельскохозяйственных объектов Подмосковья. В 1975-76 годах занимался организацией и руководством работой всех отрядов МИИТа в качестве начальника штаба ССО МИИТ.
Имеет государственные награды: Медали «За трудовую доблесть», «В честь 850-летия Москвы»; ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени; отраслевые знаки «Почётный транспортный строитель», «За заслуги в транспортном строительстве»; имени В. П. Соболевского за вклад в развитие железнодорожного образования.
В настоящее время на кафедре работают известные учёные – Академики РААСН (Федоров В.С., Белостоцкий А.М.), члены-корреспонденты РААСН (Сидоров В.Н., Шубин И.Л.), руководители и ведущие специалисты крупных организаций строительной отрасли России (Готман А.Л., Келасьев Н.Г.), высокопрофессиональные специалисты в области проектирования зданий и сооружений, преподаватели с богатым опытом и молодые научные сотрудники. Приобретённые в процессе обучения прикладные профессиональные компетенции в области комплексного научно-технического сопровождения проектных решений зданий и сооружений способны обеспечить выпускнику неоспоримые конкурентные преимущества при трудоустройстве.